Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Беда, коль шоферов начнет учить колбасник

8

Ни для кого не секрет, что одной из причин большого числа ДТП на дорогах является плохая подготовка водителей в автошколах. Это подтвердила и Генеральная прокуратура, сообщив, что “во многих образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей, уровень организации учебного процесса остается крайне низким. Каждое девятое ДТП происходит из-за нарушения правил, допущенных водителями со стажем до трех лет”.
 

Главный надзорный орган предложил Мин­обрнауки организовать проверку исполнения лицензионных требований и соответствия качества учебного процесса в автошколах государственным стандартам.
В автошколе, созданной при Новочебоксар­ском техникуме прикладной биотехнологии, проверку пришлось провести по заявлению курсантов 6-й группы, проходивших обучение с
18 июня по 18 августа этого года.
Претензии стали накапливаться с первого же дня. Договор между сторонами не оформили, деньги за обучение с курсантов собрали, а чеков не выдали, сказав, что подшивают их в личные дела. Так действительно делают в автошколах для того, чтобы они не потерялись, но обеспечение сохранности документа, подтверждающего оплату услуг, — забота учащегося. При требовании выдать квитанцию или чек кассир, бесспорно, обязан это сделать.
Когда подошло время практических занятий, курсантам вдруг объявили, что за бензин надо платить не 100, а 130 рублей, хотя топливо не подорожало (при этом в автошколе решили, что за
2 часа вождения ученик сожжет не более 5 литров, литр АИ-92 стоит 18 руб. 40 коп.). Внесение этой суммы также не сопровождалось выдачей чеков, как и собирание по 30 рублей с каждого при сдаче экзаменов по вождению. Короче говоря, собирали наличность четко и скрупулезно.
Чего никак не скажешь об организации занятий. Например, курсант Васильев 9 июля, заплатив 130 рублей за бензин для практики вождения, полтора часа с инструктором ремонтировал сигнал правого поворота на старенькой “шестерке” и 25 минут на стоящей машине отрабатывал переключение скоростей.
А с учебными автомобилями вообще вышла некрасивая история. В самом начале занятий курсантам обещали, что каждый желающий на двух “шестерках”, “восьмерке” и “девятке” накатает по 32 часа. По крайней мере, обязательный минимум — 20 часов — будет обеспечен наверняка. На самом деле переднеприводные автомобили курсантам не предоставили. И на 13 августа, за 5 дней до окончания срока учебы, 20 часов накатали только трое. По
32-часовой программе долг школы перед курсантами составил 418 часов.
В августе у преподавателей начались отпуска, и заниматься с группой стало некому. С 1 по 10 августа, сообщают курсанты в заявлении на имя прокурора, теоретические занятия вместо полутора часов длились 30 минут. А ведь час подготовки каждому обошелся почти в 70 рублей.
Итог оказался закономерен: 25 августа, когда были назначены экзамены в ГИБДД, в группе из
23 курсантов права получили лишь двое.
Сегодня в Новочебоксарске ежедневно регистрируют по 50 автомобилей. Спрос на услуги по обучению вождению велик, и многим хочется подзаработать на этом. Вот и в учебном заведении, где учат делать колбасу и сыр, решили взяться за подготовку водителей. Еще Крылов говорил: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник...”
Когда контроль над автошколами от ГИБДД передали Министерству образования, процесс обучения в них остался, похоже, без надзора. Министерство не делегировало свои функ­ции городскому управлению образования, а соб­ственную деятельность свело к выдаче лицензий. Если школьные программы министер­ство меняет чуть ли не каждый год, то начинающие водители учатся по старинке. И если преж­де инструктора автошкол регулярно проходили переэкзаменовку в ГИБДД, то теперь их ни­кто не аттестует.
В Татарстане недавно собрали преподавателей автошкол на семинар и в добровольном порядке проэкзаменовали. Так, 35 проц. ин­структоров завалили тест не только на знание ПДД, но и на вождение. При этом большин­ство считает себя асами. Вряд ли у нас дела обстоят лучше.
Новочебоксарская прокуратура и представители Министерства образования и молодежной политики ЧР проверили изложенные в заявлении факты. Прокурор сообщил: “Выявлены нарушения в сферах законодательства, регулирующего порядок оказания платных образовательных услуг, а также ведения кассовых операций”. Прокуратурой города в адрес образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений, объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Алексей МИГУНОВ.