Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Золотая анфилада” Царского Села

27.08.2007
7

Окончание.
Начало в № 223 за 21 августа.

 

Многочисленные уступы-террасы, украшенные цветниками, с “фигурным садом”, беседки, Зеркальный и Большой пруды, Рыбный и Малый каналы, мосты, мраморные скульп­туры, павильоны — поистине как бы совершаешь путешествие в прошлое России с ее военной славой, поэзией, литературой, архитектурой.
Но, кажется, пора возвращаться в свою очередь! Бело-голубой Екатеринин­ский дворец поражает огромным количеством колонн и фигур. Вхожу внутрь, опять беру билеты, теперь уже на посещение дворца. Нам выдают бахилы, и мы (18 человек) вместе с экскурсоводом отправляемся по роскошно оформленным залам, где жили, принимали гостей, устраивали парадные балы и маскарады, отмечали юбилейные даты императоры России. К слову, Елизавета Петровна и Екатерина II проводили здесь не только лето, но и зиму.
Знакомство начинается на Парадной (Мраморной) лестнице, стены и потолок которой отделаны лепным орнаментом и выкрашены в белый цвет. Празд­ничную красочность в холодноватую белизну вносят расставленные на лепных консолях китайские и японские вазы, а также фарфоровые блюда яркой восточной окраски, размещенные в специальных круглых ­углублениях.
Грандиозный, семиметровой высоты Большой зал площадью 860 квадратных метров залит морем света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга. В простенках между ними — зеркала и узкие зеркальные пилястры. Создается иллюзия легкости, прозрачности стен, покрытых позолоченным кружевом деревянной резьбы. Нетрудно представить, с каким размахом тут проходили приемы иностранных послов, балы, обеды, а также семейные торжества.
 Рядом с главным залом расположены три Антикамеры, предназначавшиеся для гостей, ожидавших выхода императорских особ из личных апартаментов. В них же проходили вечерние собрания, концерты, спектакли и небольшие “комнатные” балы.
Между Большим залом и Парадной лестницей расположена Кавалерская столовая с банкетным столом в центре в форме буквы “Е” — вензеля императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II — и золочеными креслами. Само название говорит, что сюда приглашались особы для вручения орден­ских лент, крестов.
А вот в Белой Парадной накрывался стол для императорской семьи, в этом зале обедал и двор. Внимание привлекает сервировка стола, украшенного огромными серебряными вазами, разными фигурами. Как явствует из рассказа гида, в особо торжественных случаях сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского.
Затем следуют Малиновая и Зеленая столовые. Их стены разделены пилястрами из прозрачного стекла, под ним подложена соответственно малиновая и зеленая фольга. Необычно и красиво. Теплые тона фольги, подобно драгоценным камням, сверкают между золочеными узорами рам. Особую эффектность им придает белый штоф, которым затянуты стены залов. А еще бросаются в глаза резные печи с разнообразными нишами, арочками и колоннами.
Изысканно оформлены Опочивальня, Голубая гостиная, Официантская, Китай­ская голубая гостиная с картинами итальянских и немецких художников.
В живописной же коллекции Портретного зала, как уже можно догадаться, главен­ствуют портреты императоров и императриц: Екатерины I, отнюдь не красавицы, но со жгучей страстью во всем облике, самого Петра I, его сестры Натальи Алексеевны, Елизаветы Петровны, Екатерины II в богатых драпированных тканях и с мехом горностая.
А вот и легендарная Янтарная комната, именно из-за нее в основном мне хотелось побывать в Пушкине. Ее убранство — мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера, большая часть которого была подарена Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. В 1743 году Елизавета приказала создать Янтарный кабинет в Зимнем дворце, панно которого через 12 лет по ее же указанию отправили в Царское Село. Здесь Растрелли дополнил его зеркальными пилястрами, золоченым орнаментом и живописным фризом. Так как янтарных мозаик на комнату не хватало, он верхнюю часть стены зала декорировал холстом и расписал под янтарь, украсив золоченой резьбой. От такого убранства веет теплом, светом, покоем.
Как известно, гитлеровцы в 1942 году вывезли Янтарную комнату в Кенигсберг, где она бесследно исчезла. Громадный ущерб в Великую Отечественную войну был нанесен всему Царскому Селу. Город находился в оккупации с сентября 1941 года по январь 1944-го. Искалеченные вековые деревья парка, разрытая воронками и траншеями земля, разрушенные павильоны, зияющий провалами окон остов Екатерининского дворца (только в нем были обезврежены 11 тысяч авиабомб). Все это и как шли работы по восстановлению разоренного и сожженного, мы, экскурсанты, рассматриваем на послевоенных фотографиях, размещенных на первом этаже дворца. Ощущение страшного сна. Неужели так могли поступить с шедевром мировой архитектуры?
Но гордость берет, глядя на нынешнее великолепие восстановленного парка, его обелиски, павильоны, интерьеры дворца, на воссозданную заново Янтарную комнату. Захотелось вновь, уже одной, не спеша пройти по екатерининским залам, чтобы лучше сохранить в своей душе, памяти эту непостижимую красоту. Подхожу к пожилой женщине-смотрителю и упрашиваю ее разрешить еще раз насладиться той атмосферой, в которой жили коронованные особы. Мне позволили...
И очень-очень сильно захотелось побывать здесь в 2010 году на 300-летии города Пушкина, к которому вовсю идет подготовка: реставрируют церковь, украшают  залы дворца, павильоны парка.
Любовь
ЗАХАРОВА.