Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Увидим ли крылатые суда на просторах Волги?

22.08.2007 /
5

25 августа исполняется 50 лет со дня первого пассажирского рейса скоростного судна под известным, видимо, теперь не всем названием “Ракета”. Крылатый корабль проследовал от Горького до Казани. Мы бы не вспомнили о круглой дате в истории отечественного судостроения, если бы не житель нашего города Петр БОБРОВ. Он в прошлом капитан, старший капитан-испытатель летающих судов, а сейчас работает капитаном-наставником в ОАО “Волга” в Нижнем Новгороде. Этот завод раньше именовался Сормовским, там получило путевку в жизнь не одно поколение быстроходных кораблей.
 

— Как все происходило, Петр Иванович?
— Я был подростком, хорошо запомнил день 25 августа 1957 года. Незадолго до события объявили: вниз по Волге проплывет необычное судно, и следует принять меры предосторожности: не купаться, вытащить на берег плав­средства. В районе будущей Чебоксарской ГЭС собралось все население ближайших деревень. “Ракета” появилась на горизонте после двух часов дня, с ревом промчалась мимо, словно летя над водой. Что это было, никто так и не понял.
Уже потом, много лет спустя, узнал: пассажирами первого рейса вызвались быть близкие и родственники членов экипажа судна, в том числе легендарного летчика, Героя Советского Союза Михаила Девятаева, который ассистировал капитану-наставнику Виктору Полуектову.
Рассказывали, что еще несколько месяцев “Ракеты” ходили вхолостую, люди боялись садиться в них.
— Те детские впечатления повлияли на выбор профессии?
— Да, я окончил высшее мореходное училище в Ленинграде и Академию водного транспорта в Нижнем Новгороде, проплавал за штурвалом всех классов скоростных судов свыше тридцати лет.
— “Ракеты”, “Метеоры”, “Кометы”, “Буревестники” — это отечественное ноу-хау?
— Теорию скоростного судостроения первым в мире создал генеральный конструктор  завода “Красное Сормово” Ростислав Алексеев. В 30-е годы он не успел воплотить свою идею в жизнь, а в Великую Отечественную занимался торпедными катерами. Ростислав Алексеев сконструировал оригинальные подводные крылья. Они саморегулирующиеся, способны удерживать многотонные корабли над поверхностью воды и на высокой волне. Много сделали для развития такого класса судов генеральные директора “Красного Сормова”, блестящие организаторы производ­ства Виктор Алексеев и Виталий Сурков.
— Расцвет скоростных судов пришелся на 60-70-е годы прошлого столетия. А сколько всего судов на воздушной подушке было построено?
— Статистика, наверное, есть, но я с ней не знаком. В Средневолжском бассейне количество техники превышало 300 единиц. К Чебоксарскому порту были приписаны 15 судов. “Ракеты” до Казани ходили с интервалом 15-20 минут. А самый протяженный маршрут в 600 км до Тольятти занимал на “Метеоре” световой день.
Суда в то время строили уже и в Феодосии, Поти, Зеленодольске, продавали в другие страны. До сих пор “Метеоры” первого поколения в огромном количестве есть в Китае, Лаосе, Вьетнаме. Моторесурсы они давно выработали, но некоторые продолжают плавать. Как капитану-наставнику мне приходилось обучать тамошних судоводителей. Многие до сих пор звонят, если возникают неполадки, просят совета.
— В отечественных водах суда остались?
— Единицы. Последний “Метеор” в Чебоксарском порту продали в прошлом году в Карелию. А до этого две “Кометы” купили хорваты. “Ракеты” пошли на металлолом. К слову, для участников саммита в Самаре “Метеор” для прогулки по Волге удалось разыскать только в Нижнем Новгороде. Дали команду срочно перегнать судно.
— Есть надежда на возрождение скоростного судостроения?
— Правительство России приняло федеральную программу морского и речного судостроения. Надеюсь, в ближайшие годы должны наступить перемены. Хотя на возрождение потребуются большие сред­ства. Нужны специалисты, заводы, причалы. Всего этого сейчас нет.
Валерий ПАЛЛАДЬЕВ.