Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Допинг для воображения

15.08.2007
5

Журналистам, участвующим во Всероссий­ской книжной акции “Читают все!”, ее организаторы предложили высказать свое мнение по одной из предложенных тем. Весьма актуальной мне показалась такая — “Что важнее в книгах для детей: текст или иллюстрация?” Поговорим сегодня об этом.
 

Для самых маленьких
В последнее время все чаще на книжках для самых маленьких появляется данная помета, на мой взгляд, даже излишняя. С одной стороны, детям старше 5 лет подобные книги кажутся уже слишком простыми и неинтересными. С другой, двух-трехлетний малыш самостоятельно “читать” (изучать, пробовать на зуб и на прочность) такую без мамы или папы будет недолго и быстро потеряет к ней интерес. Конечно, есть исключения: книги-погремушки, книги-пищалки... Фантазия издателей поражает: существуют непромокаемые, с которыми можно даже купаться. Однако я бы их отнес все же к разряду игрушек.
Классиком “жанра для самых маленьких” является Владимир Сутеев. Помните его истории про гриб, выросший во время дождя, или “детектив” “Кто сказал “мяу?”?  Ни разу не видел, чтобы книги этого автора печатали без картинок. Издатели отлично понимают, что они в данном случае главнее текста. Можно рассказать всю историю по одним лишь иллюстрациям.
Традиции соблюдаются и сегодня. Возьмем, к примеру, новинку про свинку Оливию Яна Фалконера. (Рецензия на нее была опубликована в “Гранях”. — Прим. авт.) Все вышесказанное можно смело отнести и к этому изданию.

“Как хорошо уметь читать”
Логично было бы предположить, что дальше все развивается по определенному сценарию: чем старше ребенок, тем “необязательнее” иллюстрации. Это не совсем так. Когда малыш ­узнает буквы, складывает их вместе, и вдруг вместо абстрактного “ма” получает такое знакомое “мама”, это похоже на волшеб­ство. Именно оно иногда заставляет ребенка заняться трудной работой — начать читать. Да-да, без всякой иронии, это тяжелый умственный труд. Если мальчик или девочка попадают под очарование этого процесса, берутся за него по собственному желанию, то годам к десяти вырастают в “книгочеев”, не расстающихся с книгой. Они читают в транспорте, на скучных уроках, даже в туалете. И им не важны иллюстрации, гораздо главнее, чтобы текст был интересным. Это первый вариант.
Думается, развитие по второму происходит куда чаще. Ребенок учится читать не в пять лет, а в семь или даже позже. Берется за дело лишь по настоянию родителей. Книги если и интересуют его, то лишь тогда, когда кто-то читает вслух. Например, воспитатель в старшей группе детского сада.
Но вот сеанс чтения окончен, книги стопочкой лежат на столе или подоконнике. Ребятишки берут их, чтобы по­смотреть картинки... И вот тут важно, чтобы издания оказались красочно оформлены. Пусть даже с некоторым опозданием, но магия книг может подействовать. Желательно, чтобы текста (набранного крупным шрифтом!) на каждой странице оказалось немного. Тогда он не вызовет испуга.
А что, собственно, читать? Четверть века назад в любой группе детсада вы нашли бы “Рассказы о Ленине” Зои Воскресенской, специальную книжку для малышей Надежды Крупской с крупным портретом ее мужа на обложке... Сейчас подобную литературу из детских садов убрали. Чем заменили? Однозначного ответа нет. Возможно, это сказки братьев Гримм или Шарля Перро, рассказы для малышей Льва Толстого или Николая Носова, Виктора Драгунского... Да хоть местным писателем Васей Пупкиным. Дети еще не могут критически оценить содержание книг, это прерогатива взрослых. Именно они должны проследить, чтобы истории оказались не только интересными, но и поучительными, воспитывающими добро в ребячьих душах.

Для младшего и среднего
школьного...
Я намеренно объединил возраста 7-10 и
11-14 лет, хотя издатели почти всегда их разделяют. Почему? Лет в 10 ребенок начинает понимать, что все интересные книжки ему в жизни не прочитать, а значит, нужно как-то их выбирать. Послушные и примерные дети  следуют советам учителей, родителей, других взрослых, большинство ищут самостоятельно, а какая-то часть вовсе хулиганистых стараются к книгам не прикасаться.
Себя я отношу ко второй группе. “Незнайку на Луне” я прочитал лет в 11, а предшествующую ей по сюжету и по времени книгу “Незнайка в Цветочном городе” на два года позже. Просто ее обложка привлекла внимание. Сюжет явно рассчитан на возраст несколько младший, чем 13 лет, но в целом книга понравилась. Примерно в это же время наткнулся на собрание сочинений Жюля Верна. Иллюстраций в нем не было совсем, но я одолел все восемь томов.
По рекомендации однокласс­ника (которому, кстати, доверял куда больше, чем нотациям  учителей) в 4 классе взялся за хорошо иллюстрированного Герберта Уэллса. Думаю, так происходит довольно часто: хотя в целом текст “перевешивает” по значимости, хорошая обложка (именно она, так как не всегда есть возможность предварительно просмотреть книжку) способна сыграть роль “приманки”. Добавлю лишь, что несколько раз обманывался: иллюстрация на форзаце вовсе не соответствовала содержанию. Господа издатели, ­учтите это в будущем. Дети так доверчивы...
Несколько слов о заглавиях. Они играют важную роль! Как-то на уроке чтения в третьем классе учительница застукала меня с хрестоматией по литературе для 10 класса. Тщетно я пытался объяснить, что вовсе не считаю себя самым умным. Просто в оглавлении попалось удивительное название: рассказ “Судьба человека”. Его только и читал во всем толстом фолианте. Да так увлекся, что забыл обо всем вокруг. С другой стороны, книгу с романтичным названием “Дом и корабль”, найденную в домашней библиотеке, начинал несколько раз, но дальше первой страницы так и не продвинулся.

Для старшеклассников
Вы никогда не задумывались, отчего классику нередко издают совсем без иллюстраций? Можно, конечно, сослаться на то, что молодые люди 15-17 лет уже почти взрослые, которым рассматривать картинки как-то не к лицу. Думаю, все гораздо проще. Издают же детективы, фантастику, даже мемуары, документальные и исторические книги для более старших с иллюстрациями. А старшеклассники — люди подневольные. Им в школе (училище, техникуме) зададут — они обязаны прочитать. Опять же экономия на бумаге, работе художника выходит... И напрасно. Все же и в этом возрасте некоторые ребята нуждаются в допинге для воображения. Как, впрочем, и взрослые.
Андрей СЕРГЕЕВ.