Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Корабль” с одним бортом?

10.08.2007
5

В бессмертном творении Алексея Толстого есть примерно такие слова: “Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: “Здравствуйте! Меня зовут Пьеро. Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием “Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника”. В роли Пьеро — коммунальный комплекс Россий­ской Федерации, а в роли девочки  — национальный проект с голубыми далями и не менее голубыми намерениями. В нем прописаны гигантские цифры: миллионы квадратных метров возводимого в год жилья и 240 млрд. руб. для того, чтобы план стал явью. Теперь проанализируем, что не так на этом “корабле”. Почему он работает только одним бортом? Ведь если крутится лишь один винт, то это вращение вокруг своей оси со скоростью, которую позволяет вторая группа винтов.
Так начал излагать свою точку зрения на состояние коммунальной сферы страны в клубе региональной журналистики “Из первых уст” (Москва) член общественного совета при Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Росстрой) Михаил НИКОЛЬСКИЙ.
 

Проанализируем ситуацию, сложившуюся в одной из самых темных и загадочных сфер — в  ЖКХ, которое объединяет жилищное и коммунальное хозяйства. Сколько мифов связано с коммунальным комплексом! Я остановлюсь только на одном. Это тарифы. Миф в том, что они якобы многократно завышены  и, если бы однажды пришел либо рачительный хозяин, либо эффективный менеджер или совестливый чиновник, то он очень быстро вывел бы коммунальщиков на чистую воду и заставил их показать, как они наживаются за счет граждан. Чтобы понять, дурят коммунальщики народ или нет, придется углубиться в экономический анализ.
Все расходы предприятия делятся на две категории. Первая — операционные. На профессиональном сленге — опексы. Второе — расходы капитального характера (капексы). Разница между ними достаточно серьезная. Опексы — это то, что прожирается. Они, по сути, одноразового использования, поскольку завтра требуют воспроизведения. Уровень капитальных затрат, как правило, составляет 15-20 процентов от общих расходов. А уровень износа коммунального комплекса в России в среднем 65-70 процентов. И он будет увеличиваться.
А какого качества, например, вода из-под крана? Хотя соответствует СанПиН, но пригодна только для мятья посуды, принятия душа и никак не для употребления внутрь. Ни в одном городе страны, по возможности, не пейте ее. Не пожалейте денег на то, чтобы купить бутылочку хорошей воды или хороший фильтр. Не будем лукавить и честно скажем: коммунальный комплекс сегодня предоставляет ресурсы совершенно не того качества, которое позволило бы отнести его к графе “комфортное жилье“. При резком росте жилищного строительства оно еще ухудшится.
Конечно, нужно серьезно менять структуру тарифов. Мы должны много делать на будущее: ремонтировать сети, строить очистные сооружения, ставить новые ресурсосберегающие насосы... А это требует денег. Насколько могут повыситься тарифы? Что происходит, когда у человека вдруг вырастает плата за холодную воду либо тепло? Он, наверняка, поймет, что это товар и он, к сожалению, дорого стоит. И возникнет желание экономить.
Можно, например, утеплить окна, поставить на батарею регулятор, когда бреешься, не промывать станок проточной водой, а делать это в кружке. Давайте сравним цифры. Жители Еревана расходуют  100 л воды в день, пермякам не хватает 330 л. А вообще во многих странах объемы водопотребления снижены. Если в Праге в социалистические годы расходовали 280 л на человека, то теперь — 140, Лейпциге 200, стало 90 л. Зачем я об этом рассуждаю? В чей огород хочу кинуть камушек? Да, в общем-то, ни в чей. Просто хочу вытянуть другую цепочку.
Вот теперь представьте, что строим новый дом, “залезли” в кармашек, где написано “240 млрд. руб.” — нам же нужно коммуникации к нему подвести. А в строительных нормах и правилах написано, что на человека необходимы 280 л воды в сутки. Значит, понадобятся труба, насос, резервуар соответствующих размеров. И начинаем “фуговать” (тратить большой объем) деньги: строить шахтный коллектор, где труба диаметром 2,2 метра — в ней можно расставить руки и изобразить из себя Леонардо да Винчи. А стоимость объекта — 1,5 млрд. руб. Тут волей-неволей тариф поднимешь. Надо же окупать! Как только цены повысятся, люди начнут потреблять воду меньше. И такой коллектор уже никому не нужен. А ответ чиновников простой: “Наш человек мало воды тратить никогда не будет. Мы специфические люди”. И такие вещи происходят везде и всюду.
Процентов 90 коммунального комплекса страны по-прежнему управляется муниципальными предприятиями. Они, к сожалению, не изобрели другого способа ведения дел, кроме как все время кричать, что денег нет, и подворовывать их. И никогда ни за какой результат не отвечать. Им сказали: вот тебе жители, вот тебе их деньги — пользуйся. Как специалист этого рынка, скажу: не верю, что национальный проект будет выполнен в части “комфортного жилья”. Доступным оно, может быть, и станет.
 Существуют ли критерии комфортности жилья? Юридически они закреплены в строительных нормах и правилах. Например, на пятиэтажный дом должны подать воду с давлением 1,6 атмосфер. А что будет, если я не подам? Можно ли меня за это оштрафовать? Нет. Получается, цифра записана, а спроса за нее никакого. А мы хорошо знаем, что если в договоре не прописаны меры ответственности, то он, по сути, не работает. Вот он и не работает.
Галина МИРОНОВА.