Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Советские “командос” конца 50-х

18.07.2007
6

“Светить всегда, светить везде — вот лозунг мой и солнца”. Почему-то именно эти строки из известного стихотворения В.Маяковского вспоминает Николай Тимакин. Видимо, потому, что всегда и везде стремился быть лучшим, такой у него характер.

Н.Тимакин (справа) с сослуживцем. 1960 г.

Тренировка разведчиков. 

Николай Кузьмич родился в 1937 году в селе Троицком Оренбургской области. В школе учился на отлично. После десятилетки поступил в Орский горный техникум. Любил спорт, увлекался хоровым пением. Здоровье у него было крепкое, поэтому принимал участие во всех соревнованиях. А уж если состязаешься, надо побеждать. Николай ежедневно совершал утренние пробежки, серьезно занимался легкой атлетикой, имел первый разряд по бегу.
После окончания техникума в 1958 году его призвали в армию. Сильный, выносливый парень был определен в разведку, и не обычную, а специального назначения. Он проходил службу на территории Польши.
Николай Кузьмич вспоминает, что гоняли их до седьмого пота. Вся рота — кандидаты в мастера спорта. В армии пробегали 6 км за час, у спецназа норматив —
10 км за 50 минут. Их учили стрелять из оружия не только советского производ­ства, но и стоявшего на вооружении стран НАТО. В совершенстве владели холодным оружием, приемами рукопашного боя, маскировки, десантирования. Конечно, такую школу выживания выдерживал не каждый, но никто не роптал.
Кормили подразделение, как говорится, на убой. На учениях Северной группы войск всегда действовали в форме — английской, немецкой или американской армий, имитируя иностранных разведчиков. За годы военной службы совершил 37 прыжков (7 из них — затяжные). Получил третий разряд по парашютному спорту. Самым сложным оказался не первый прыжок, а четвертый, так как предыдущий был не очень удачным (в воздухе на мгновение потерял сознание). Приземлялись и на лес, и на воду, и днем и ночью. Вели стрельбу по мишеням и в тумане, и ночью. Стреляли все отлично. Тем, кто в первое время мазал, давали “канадку” вроде нашей старинной трехлинейки и неограниченное число патронов. Уже по­сле пяти выстрелов плечо очень болело: отдача была сильная.
Николая избрали комсоргом роты. Он также был запевалой, участником армей­ского хора, выступал на различных меро­приятиях в филармонии, оперном театре, на телевидении.
Дедовщины в армии не знал. В роте каждый был в ответе за товарища. За три года Николай Тимакин научился не сдаваться ни при каких обстоятельствах, стойко переносить все тяготы воинской службы, приобрел отменное здоровье.
В июле 1961 года Тимакин уволился в запас в звании сержанта. После армии экстерном окончил Свердловский горный институт, устроился работать на Севере в старательскую артель. Там женился и в 1984 году приехал в Новочебоксарск.
Дмитрий КОРЬЕВ.