Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Морской офицер, сын пулеметчика, внук героя обороны Киева

18.07.2007
6

Через десять дней новочебоксарец Валерий Коржавин в тридцатый раз будет отмечать День Военно-морского флота. К этому ритуалу он приобщился с тех пор, как стал курсантом Ленинградского училища подводного плавания.

Дмитрий Евтихиевич Коржавин 

Служить довелось на Северном и Тихоокеанском флотах на подводных кораблях проекта “667”, прошел под водой 4 тысячи километров и 40 тысяч в надводном положении. Служил начальником лаборатории по подготовке ракет в арсенале ВМФ, начальником транспортного подразделения наземного оборудования. С флота уволился в звании капитана 2 ранга, был назначен сначала старшим офицером в новочебоксарский, а затем возглавлял военно-мор­ское отделение республикан­ского военкоматов.
Отец Валерия Дмитриевича — Дмитрий Евтихиевич — воевал в Великую Отечественную. Они часто беседовали об испытаниях и тяготах, выпавших на долю старшего поколения семьи Коржавиных. Сын вспоминает такой рассказ отца.
Они жили на Украине в Городне. Осенью 1941 года нем­цы оккупировали городок. Дмитрий, 15-летний паренек, остался в семье старшим из мужчин. С дружком Сергеем Климовым они рыскали по дорогам и тропинкам в поисках чего-нибудь необычного, не зная страха, не осознавая опасности встречи с врагом.
Однажды им повезло. В кювете на боку лежал разбитый немецкий мотоцикл с погибшим экипажем. Очевидно, наш самолет накрыл их неожиданно. Товарищ с брезгливостью отказался подойти к трупам, а Дмитрия заинтересовала полевая сумка. Он взял ее. В одном отделении были какие-то бумаги, в другом — деньги, причем не оккупационные, а настоящие рейхсмарки. Паренек давно мечтал о велосипеде. В городском магазине, блистая никелем, на прилавке стоял прекрасный экземпляр. Его цена была безумной, но найденных денег хватило с лихвой. Он приобрел это чудо и, бренча звонком, прикатил домой.
Несмотря на старшинство в семье, Дмитрий получил от матери увесистую затрещину. Отрезвев от пьянящего счастья, он отдал оставшуюся сумму. Те деньги впоследствии спасли семью от голода. А документы, оказавшиеся у подростка, чуть ли не сыграли роковую роль через два года. Их случайно увидел жандарм (бумаги были приметные, со свастикой и орлом), приволок парня в комендатуру, где с пристрастием допытывали, откуда он их взял, не сотрудничает ли с партизанами. Дмитрия наверняка расстреляли бы, если бы внезапным ударом наши части не освободили этот населенный пункт.
В конце 1943 года Коржавина-старшего призвали в армию. После трехмесячной подготовки отправили на Прибалтийский фронт. Старшина пулеметной роты Дмитрий Коржавин освобождал Вентспилс, Ригу. В первый раз его ранило в голень, пуля прошла навылет. После недолгого лечения он был вновь в строю. Второй раз осколками гранаты раздробило кость. Врачи сказали, что если вытаскивать их, можно потерять ногу. Солдат отказался от операции и так до конца жизни носил железо в себе. Его снова признали годным и до 1950 года Коржавин служил в Вентспилсе.
Дмитрий Евтихиевич награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью “За отвагу”. Он немного не дожил до 60-летия Победы, умер в 2004 году.
Дед Валерия Коржавина Евтихий и старший брат деда Иван погибли при обороне Киева, младшему брату Николаю довелось принять участие в войне уже на этапе разгрома Квантунской армии милитаристской Японии.
Такова судьба обычной российской семьи, в которой все мужчины защищали Отече­ство.
Алексей МИГУНОВ.
.