Искусство вместо сна
Ночь в музее. Не правда ли, непривычное сочетание? Иного индивида и днем-то не затащишь в это учреждение культуры, а тут ночь... Но тем-то привлекательно и ценно новшество, что заманивает своей необычностью в кунсткамеру и тех, кому не ведома прелесть времяпрепровождения, сопряженного с погружением в мир прекрасного и узнаванием нового.
Идея проводить “ночь музеев” пришла в голову сотрудникам одного из берлинских музеев 10 лет назад. Ее подхватила вся Европа, и единичная акция переросла в традиционную. Чувашский государственный художественный музей “пробный шар” запустил в прошлом году. Понравилось. И вот новый опыт.
Музей открыли для свободного посещения 19 мая в 20 часов. Среди многочисленной публики наблюдалась преимущественно молодежь, как, впрочем, и среди “действующих лиц” ночи, темой которой на этот раз был выбран этнофутуризм.
Поднимаемся на второй этаж музея и сразу же попадаем в особый мир, поделенный условно на несколько площадок. Инстинктивно устремляемся к сооружению, водруженному на границе фойе и центрального зала музея и именуемому “Древо”. Практически для каждого посетителя оно превратилось в “древо желаний”, ведь если завязать на нем ленточку или кинуть монетку в горшок, исполнится загаданное желание. Оттого то и дело слышался звон падающей мелочи.
Давно замечено, что человек получает наибольшее удовлетворение от происходящего, не просто созерцая, а участвуя в процессе, так как ему необходимо чувствовать сопричастность к чему-то, быть действующим лицом. “Ночь музеев” предоставила такую возможность, “выставив” “Древо” и отведя одну из площадок художнику, психологу и философу Сергею Патшину. Весь вечер теснился народ возле компьютера, на котором он, подчиняясь своей интуиции, с помощью геометрических фигур “рисовал портреты” всех желающих и попутно давал характеристику и советы “тестируемому”.
А по соседству делились умением работать с соломкой мастера костероплетения Вера Курочкина и Василий Павлов, демонстрировал свое искусство тачать обувь Радик Смирнов, плела “нить Ариадны” Татьяна Прохорова. Часть посетителей сосредоточенно разглядывала разрисованные в яркие, люминесцентные цвета предметы домашнего обихода — утюги, холодильники, магнитофон... (То были экспонаты выставки “Метафизика бытовых вещей” в стиле рэди-мэйд — течение авангардного искусства.) Другие обозревали стены с развешанными на них пятью десятками работ чувашских художников, которые в своем творчестве обращались к футуристическому направлению, выдвигая на первый план этническое, национальное содержание.
Между тем в центральном зале на фоне растяжки “Искусство вместо сна” разворачивалось действо, которым “дирижировала” девушка, облаченная в длинную черную юбку и красный платок — наряд комсомолок-активисток 20-х годов прошлого столетия. Изъяснялась она исключительно поэтическим слогом, прибегая к стихам поэтов “своего” времени, что служили связующим звеном между идущими нон-стоп выступлениями фольклорного ансамбля “Янтал”, театра юного зрителя с отрывком из спектакля “Испытание мага”, театра-студии “ИмяРек” с постановкой по поэме М.Цветаевой “Крысолов”.
Эстафету подхватили студенты ЧГПУ, представив зрителям красочное дефиле “Эффект бабочки” и “Стихия”. Не менее привлекательным получился и показ оригинальной коллекции одежды по мотивам чувашского национального костюма “Чувашский эксклюзив” заслуженного художника Чувашии Татьяны Петровой, которую продемонстрировали студенты института культуры. Паузы между выходами заполняла оригинальная музыкальная программа студентов ЧГУ “Чувашия — Норвегия”, пронизанная чарующими национальными мелодиями.
А затем действие перенеслось на первый этаж музея, где состоялось феерическое шоу “Театра огня” под руководством Елены Панфиловой. Так завершилась ночь музеев, но молодежь, полная впечатлений от увиденного и услышанного, не спешила расходиться и продолжала “тусоваться” под звездным небом.
Светлана ИСАЕВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати