Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Искусство вместо сна

6

Ночь в музее. Не правда ли, непривычное сочетание? Иного индивида и днем-то не затащишь в это учреждение культуры, а тут ночь... Но тем-то привлекательно и ценно новшество, что заманивает своей необычностью в кунсткамеру и тех, кому не ведома прелесть  времяпрепровождения, сопряженного с погружением в мир прекрасного и узнаванием нового.

Творчество Марины Цветаевой по-прежнему актуально. Фото Валерия Бакланова.

Мимо “Древа” не пройти...

 Этот наряд заметил Вячеслав Зайцев на показе в Москве.
 

Идея проводить “ночь музеев” пришла в голову сотрудникам одного из берлинских музеев 10 лет назад. Ее подхватила вся Европа, и единичная акция переросла в традиционную. Чувашский государственный художественный музей “пробный шар” запустил в прошлом году. Понравилось. И вот новый опыт.
Музей открыли для свободного посещения 19 мая в 20 часов. Среди многочисленной публики наблюдалась преимущественно молодежь, как, впрочем, и среди “действующих лиц” ночи, темой которой на этот раз был выбран этнофутуризм.
Поднимаемся на второй этаж музея и сразу же попадаем в особый мир, поделенный условно на несколько площадок. Инстинктивно устремляемся к сооружению, водруженному на границе фойе и центрального зала музея и именуемому “Древо”. Практически для каждого посетителя оно превратилось в “древо желаний”, ведь если завязать на нем ленточку или кинуть монетку в горшок, исполнится загаданное желание. Оттого то и дело слышался звон падающей мелочи.
Давно замечено, что человек получает наибольшее удовле­творение от происходящего, не просто созерцая, а участвуя в процессе, так как ему необходимо чувствовать сопричастность к чему-то, быть действующим лицом. “Ночь музеев” предоставила такую возможность, “выставив” “Древо” и отведя одну из площадок художнику, психологу и философу Сергею Патшину. Весь вечер теснился народ возле компьютера, на котором он, подчиняясь своей интуиции, с помощью геометриче­ских фигур “рисовал портреты” всех желающих и попутно давал характеристику и советы “тестируемому”.
А по соседству делились умением работать с соломкой мастера костероплетения Вера Курочкина и Василий Павлов, демонстрировал свое искусство тачать обувь Радик Смирнов, плела “нить Ариадны” Татьяна Прохорова. Часть посетителей сосредоточенно разглядывала разрисованные в яркие, люминесцентные цвета предметы домашнего обихода — утюги, холодильники, магнитофон... (То были экспонаты выставки “Метафизика бытовых вещей” в стиле рэди-мэйд — течение авангард­ного искусства.) Другие обозревали стены с развешанными на них пятью десятками работ чувашских художников, которые в своем творче­стве обращались к футуристиче­скому направлению, выдвигая на первый план этническое, национальное содержание.
Между тем в центральном зале на фоне растяжки “Искусство вместо сна” разворачивалось действо, которым “дирижировала” девушка, облаченная в длинную черную юбку и красный платок — наряд комсомолок-активисток 20-х годов прошлого столетия. Изъяснялась она исключительно поэтическим слогом, прибегая к стихам поэтов “своего” времени, что служили связующим звеном между идущими нон-стоп выступлениями фольклорного ансамбля “Янтал”, театра юного зрителя с отрывком из спектакля “Испытание мага”, театра-студии “ИмяРек” с по­становкой по по­эме М.Цветаевой “Крысолов”.
Эстафету подхватили студенты ЧГПУ, представив зрителям красочное дефиле “Эффект бабочки” и “Стихия”. Не менее привлекательным получился и показ оригинальной коллекции одежды по мотивам чувашского национального костюма “Чувашский эксклюзив” заслуженного художника Чувашии Татьяны Петровой, которую продемон­стрировали студенты института культуры. Паузы между выходами заполняла оригинальная музыкальная программа студентов ЧГУ “Чувашия — Норвегия”, пронизанная чарующими национальными мелодиями.
А затем действие перенеслось на первый этаж музея, где состоялось феерическое шоу “Театра огня” под руководством Елены Панфиловой. Так завершилась ночь музеев, но молодежь, полная впечатлений от увиденного и услышанного, не спешила расходиться и продолжала “тусоваться” под звездным небом.
Светлана ИСАЕВА.