Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Калачи для “заманивания”

8

По данным управления образования горадминистрации, большинство новочебоксарских школьников по окончании 9 класса поступают в 10-й (в последние четыре года 55-60 процентов от общего числа девятиклассников). Остальные продолжают учебу в профессиональных училищах и техникумах. Не пересохнет ли и без того жидкий “ручеек” абитуриентов ссузов и ПУ с принятием закона об обязательном одиннадцатилетнем образовании? Об этом я спросил руководителей нескольких учебных заведений.

Директор ПУ № 15 Николай Иванов считает, что в законопроекте дана неточная формулировка. Следует говорить об обязательном не одиннадцатилетнем, а полном среднем образовании. При кажущейся “одинаковости” понятий у них различные смысловые оттенки. Во втором случае уже из названия понятно, что получить полное среднее можно не только в школе, но и в профессиональном училище, техникуме или колледже (это положение есть в проекте закона). “Что касается сути вопроса, то проблема только демографическая, — уверен Н.Иванов. — Ежегодно ряды девятиклассников редеют. (2054 человека окончили 9 классов в 2004 году, в нынешнем их предположительно будет 1512. — Прим. авт.) Пока ПУ № 15 не испытывает недостатка в абитуриентах, летом 2006 года их количество даже превысило число мест для приема. Тем не менее будущее оптимизма не вызывает”.
Директор Чебоксарского химико-механиче­ского техникума Сергей Пастин сообщил, что к осени прошлого года запланированные группы в ЧХМТ укомплектовали. Однако брали всех, без конкурса. “Это, безусловно, плохо, но такова демографиче­ская ситуация. С ней ничего нельзя поделать, по крайней мере, в ближайшие годы”, — заметил он.
Думаю, трудности с набором желающих учиться в новочебоксарских ПУ и техникумах не ограничиваются демографической ситуацией. На то, в какое именно учебное заведение подаст документы выпускник 9 класса, влияет множество факторов. Например, престиж профессии, размер будущей заработной платы, гарантия последующего трудоустройства. “Да, в связисты  молодежь идет охотнее, чем в химики”, — признал С.Пастин. И все же существуют рычаги, воздействуя на которые можно “переманить” абитуриентов к себе. Например, повысить качество образования.
Другой аспект, немаловажный для девятикласс­ников, — условия обучения. О социальной роли профессиональных училищ повела речь директор ПУ № 9 кандидат педагогических наук Людмила Малова. Именно учреждения начального профобразования принимают “трудных” детей, дают им не только знания за курс средней школы, но и обучают профессии. Осваивать ее азы учащиеся начинают уже на первом курсе. При этом они находятся на государственном обеспечении (бесплатное горячее питание, стипендия, чего, например, нет в техникуме). Такие меры поддержки — палочка-выручалочка для многодетных семей, подростков из неблагополучных ячеек общества. “Вот если б еще общежитием для ребят обзавестись, — мечтает руководитель. — Это привлекло бы больше желающих учиться у нас”.
В последние три года в ПУ № 9 произошли разительные перемены. Обновлена мебель в учебных классах, отремонтирован ряд помещений, приобретено новое оборудование, преподавательский состав поменялся на две трети. Все это, вероятно, помогло набрать в прошлом году (как и было запланировано) 175 человек. Тем не менее девятому училищу сложно соперничать с ПУ № 15, имеющим статус ресурсного центра.
Как заявили директора учебных заведений, с которыми удалось побеседовать, нынешним летом число учащихся первого курса будет сокращено. Тем не менее вызывает сомнение, заполнится ли даже уменьшенное количество мест во всех училищах и техникумах.
Андрей СЕРГЕЕВ.