Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Одиннадцатилетнее, обязательное...

7
На прошлой неделе Правительство РФ направило в Госдуму проект закона, согласно которому вводится обязательное 11-летнее обучение для всех школяров.

В законопроекте предлагается
Об этой идее в Министерстве образования и науки РФ говорят уже давно. В Москве, например, свой закон об обязательной одиннадцатилетке уже принят. Что же предлагается всей России?
Нововведения следующие: в школе можно будет учиться до 20, а не до 18 лет, как это установлено сейчас. Ученика, получившего по итогам года “неуд” по одному предмету, не оставят на второй год, а переведут с пометкой “условно”. Если же “неудов” больше, то учащийся либо еще раз “посидит” в этом же классе, либо перейдет в следующий, но уже на заочную форму обучения. Двоечнику дадут аж три попытки (три дополнительных года), чтобы освоить программу старших классов. Только представьте: рядом с шестнадцатилетним сидит за партой двадцатилетний детина (сам не учится и другим не дает?).
Цель законопроекта — сделать старшие классы более доступными, чтобы после 9-го школяры, не поступившие в 10-й класс, техникум или училище, не болтались по улицам.

Запрещенные разговоры
Не все так страшно, уверен заместитель начальника управления образования горадминистрации Александр Осокин. Практика “условного” перевода существует и сейчас. Исправить годовую двойку следует в течение следующего учебного года (разумеется, если она получена не в выпускном классе). Да и не придется, скорее всего, “дяденькам” сидеть рядом с ребятами на два-три года младше. Профильное обучение в старших классах подразумевает использование различных форм обучения (очное, очно-заочное, экстернат).
Законопроект вовсе не “запирает” всех в школе по окончании 9-го класса. Полное среднее образование учащийся может получить и в техникуме, и в ПУ. Благо в Новочебоксарске они сохранены. Если говорить о поступлении в 10-й класс, то и сейчас любому выпуск­нику 9-го директор школы отказать не вправе. Правда, нередко слабо успевающих уговаривают перейти в училище. Убеждают в первую очередь родителей. Дескать, со школьной программой ребенок не справится, ему там лучше будет. Со вступлением закона в силу таким разговорам придет конец. Написал ученик заявление о поступлении в 10-й, извольте принять.

“Ни шагу назад”
Узнав о том, что вводится обязательное 11-летнее образование, родители учащихся школ № 1, 2, 10 наверняка спросят: “Ну и стоило ли подвергать детей стрессам? Сделали наши школы девятилетками, и что теперь? Возвращаться к старой системе?” Александр Осокин уверен, что реструктуризация сети учебных заведений и новый законопроект не противоречат друг другу. Напротив, так называемая оптимизация сети образовательных учреждений пойдет на благо каждому ученику. Каким образом?

Идеал, к которому стремимся
Программа реструктуризации тесно связана с введением профильного образования. По идее, должно быть так: ученик в седьмом, восьмом классах в рамках предпрофильной подготовки выбирает, изучает, пробует различные варианты. К девятому он уже примерно знает, чем хотел бы заниматься. В выборе ему должна помочь карта профильного образования (ее следует иметь каждому учителю, раздать будущим выпускникам 9-х, вывесить в фойе школы), на которой указано, какие варианты предлагает каждая школа в городе. В выбранное учебное заведение школьник и подает документы. В нем, по замыслу авторов реформы, самое современное оборудование. Допустим, комплект для лингвистического класса (для желающих преуспеть в изучении английского), стоимость которого составляет около 700 тысяч рублей. Или кабинет биологии, оборудованный на полмиллиона рублей. Соответственно, подобраны и высококвалифицированные преподаватели. Иначе говоря, любой желающий может получить доступ к самым лучшим ресурсам.
В идеале, считает Осокин, в будущем Новочебоксарску достаточно
5–6 школ с одиннадцатилетним обучением. Они удовлетворят потребности всех школяров в получении полного образования. В каждой из них открыть три-четыре профиля обучения и один-два “общих” непрофильных класса для тех, кто еще не определился. Да, “укорачивать” остальные школы на два класса морально тяжело. Но придет время, и такое решение все равно будет принято, уже вынужденно, исходя из демографической ситуации. В нынешнем учебном году нет ни одного седьмого класса в школах № 9, 10, 16, 20, восьмого — в школе № 3.

Гладко только на бумаге...
К сожалению, пока многое реализуется не так, как задумано, констатирует А.Осокин. Причин тому несколько. Одна из главных — стереотипное мышление. О том, в какую школу отправить любимое чадо в 10-й класс, задумываются многие родители. (Зачастую именно они, а не сами ребята определяют свое будущее.) И что, по мнению пап и мам, является решающим фактором? Родные стены своей школы (“Да мы сами здесь учились!”), любимая Марья Ивановна, которая вроде бы и так неплохо учит детей (“К чему что-то менять? А вдруг будет хуже?”), однокласс­ники сына (“С Петькой ведь с первого класса дружит!”).
Есть и такой “убойный” довод: учебное заведение заключило договор с вузом о возможности досрочной сдачи вступительных экзаменов. Вот и формируют профильный 10-й в той же школе почти целиком из ребят, учившихся вместе в 9-м классе. Но не бывает так, что в одном коллективе с 1-го класса собрались одни “математики”. И получается, что ученик — “гуманитарий” в душе — попадает в класс, где углубленно изучают физику и химию, а потом еще и становится студентом технического вуза. Родители довольны: “Сын (или дочь) смог занять “бюджетное” место, будет получать стипендию! Не придется платить за обучение!” Но счаст­лив ли свежеиспеченный студент?
Андрей СЕРГЕЕВ.