Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Клубничка дорогой ценой

24.01.2007 /
8

Студенты сельскохозяйственных вузов России, Украины, Латвии, Белоруссии, Словении, Молдовы, Румынии ежегодно проходят летнюю практику на фермах Англии. Каково это — быть сборщиком малины и клубники? Слово самим ребятам.

Второй сезон сбора ягод дался Наталье (слева) гораздо легче... 

Пять утра. Пора вставать, ведь через час начнется очередной рабочий день. Пересилив себя, поднимаюсь с постели, натягиваю одежду. Иду в  ванную, умываюсь, потом на кухне готовлю завтрак. Заворачиваю в пакет обед: бутерброды, йогурт, яблоко. Наливаю в термос чай... Пора!
Каждое утро начинается с поиска “тролля” (тележки), от которой наполовину зависит выполнение плана. Урвав пару “троллей” (для себя и товарища), дожидаюсь на проходной супервайзера. Наконец, все в сборе.
Для начальства я здесь лишь номер 6165. Супервайзер (в буквальном переводе с английского “надсмотрщик”) определяет мне грядку, работаю в паре с номером 6316. Что за напасть — опять он всю урожайную середину вырежет, а более скудные края оставит! К концу ряда набираю 2,5 ящика, у других   как минимум на пол-ящика больше. Кто-то предлагает добрать со своего ряда. С грехом пополам заполняю третий ящик. Раньше никогда не думал, что сбор клубники — это каторжный труд.
На поле каждый работает сам на себя, здесь поблажки не жди, никто не поможет. Вот половина участка и убрана. Достаю сумку с обедом, одновременно приглядываю за тележкой. Интересуюсь, кто лидирует по сбору клубники. Слышу, как кто-то подсчитывает, сколько еще дней осталось до выходного.
Порою задумываюсь: и чего ради променял размеренную жизнь в Казани на холодный британский климат, боль в пояснице  и три прекрасных летних месяца  торчу на грядках? Ведь хорошо учусь на престижном факультете, есть желание попасть в аспирантуру. У меня прекрасные родители, которые во всем поддерживают. Казалось бы, чего не хватает? Что меня здесь держит? Заработная плата, выходной день, поездка в соседний город? Трудно быть пикером — низшим звеном “клубничной” иерархии.
 Из дневника Алмаза Баянова,
Татарстан.
Не так все мрачно выглядит в рассказе студентки Чувашской сельхозакадемии Натальи Ларионовой.
Я ездила в Англию во второй раз. Проходила практику на ферме “E C Drummond & Son”. Она находится на юго-западе страны, на границе с Уэльсом.
Работа пикера действительно адская. До крови стираются пальцы, постоянно болит спина. Из уст в уста передается такая анекдотичная история. Мол, как-то в Англии поднялась волна возмущений, что ино­странцы отнимают работу у коренного населения. Роптавших наиболее сильно привели на сбор клубники. Борцов за справедливость  хватило часа на три. Потом они перестали возмущаться. А ведь, действительно, на уборке урожая, кроме хозяев фермы, британцев не встретишь. Здесь только выходцы из бывших республик СССР и стран социалистиче­ского лагеря.
Хозяина нашей фермы звали Эрик. Собственник он не такой крупный, каким был мой прошлогодний босс. Его жена Имелда (уроженка Литвы) — директор лагеря, сын Бен — главный менеджер. Здесь я познакомилась также с супружеской четой — африканцем Шоном и украинкой Оксаной, у них четырехлетний сын Дилон. Оксана — супервайзер, мы работали в ее команде.
Мне было несколько легче, видимо, сказывается сила привычки: пока другие соберут один ящик, успеваю набрать  целых пять. Из положительных моментов отмечу, что жизнь на ферме учит самостоятельности.
Однажды задалась вопросом: для чего приехала в Англию снова? Причин две. Во-первых, заработать денег (точно пока не знаю, на что). Во-вторых, больше общаться, открыть для себя что-то новое, попутешествовать. Все это стоит немалых денег, которые нужно еще заработать.
Отчего же опять в Великобританию? Не знаю, мне просто нравится эта страна, зеленые улочки городов, дома, не похожие друг на друга, всегда приветливо улыбающиеся люди... С другой стороны, если б предложили остаться здесь жить навсегда, то ответила бы отрицательно. Англичане слишком правильные, наивные люди, и размеренная жизнь без привычного россий­ского  адреналина — не для меня.
Светлана ЯКОВЛЕВА.