Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

СкоЛо в Сколу?

19.01.2007 /
7

Перед тем, как отправиться в первый класс, ребенок проходит обследование у логопеда и психолога той школы, которую будет посещать. Результаты тревожные: более половины детей при проверке имеют нарушения речи.
 

Так, при обследовании  будущих первоклассников микрорайона школы № 3 в 2005 году из 57 детей 32 имели дефекты речи, в 2006 году из 43 — 21. В микрорайоне школы № 5 в прошлом году из 82 обследованных  44 ребенка тоже имели речевые нарушения. А это значит, что в школе у них могли возникнуть проблемы с восприятием учебного материала, быть нарушения письма и чтения.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения речи. Фонетико-фонематические — это когда ребенок говорит “скола”, “Зэня”, “сыска” вместо “школа”, “Женя”, “шишка”. Ротацизм — нарушение звука “р”, произносит “лыба” вместо “рыба”. Нарушение звука “л” — “вапа”, “уапа” вместо “лапа”. Сигматизм свистящих: “с”, “з”, “ц” — “сапля” вместо “цапля” и тому подобное.
Речь развивается у ребенка с двух месяцев и приходит в норму к 6 годам. Советую родителям обратить внимание на звукопроизношение у пяти-шестилетки. Какие звуки искажены? Умеет ли ребенок определять  звук в начале слова, в середине, в конце? Делит ли правильно на слоги? Умеет ли подобрать слова на первый звук, слог, слова из трех звуков, четырех, пяти?
Попросите малыша произнести слова сложной слоговой структуры: машиностроительный, пылесос, троллейбус, соковыжималка, — верно ли получается у него? Сможет ли объяснить значение слов: самолет, холодильник, продавец, строитель? Сохраняет ли последовательность в пересказе сказок “Колобок”, “Репка”?
Дошкольники также должны находить антонимы (противоположные по значению слова). Например, утро — вечер, добрый — злой, солнечный — пасмурный. Уметь образовывать прилагательные: из дерева — деревянный, из шелка — шелковый, из льна — льняной, из кирпича — кирпичный. У ребенка должны быть сформированы понятия пространственной ориентации (право, лево, вверху, внизу, сзади, спереди), времен года, месяцев, дней недели.
Обратите внимание на развитие моторики пальцев рук. В настоящее время у каждого третьего ученика моторика рук не развита, дети с силой или, наоборот, без нажима обводят буквы в прописи, наблюдается и “дрожащее” письмо. Часто дети штрихуют, выходя за границы рисунка, с множе­ством просветов.
Итак, у вашего ребенка нарушено звукопроизношение? Если он посещает детский сад, где есть логопед, ему окажут помощь. Остальным необходимо обратиться к специалисту за консультацией, который даст рекомендации по коррекции нарушений.
Наталья ТИХОНОВА,
учитель-логопед средней школы № 5.

 

    приглашение
27 января Н.Тихонова проведет день открытых дверей, протестирует всех, кому нужна помощь. Родителей с детьми от 5 лет она приглашает в этот день с 8 до 16 часов в кабинет № 413 школы № 5.