Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Спасибо, бабушка, что не отказалась от нас!”

9

В городском конкурсе “Человек года-2006” Алектина Сергеева стала победителем в номинации “Общественная инициатива года”. Тринадцать лет назад этой женщине пришлось заменить мать своим восьмерым внукам. Младшей, Катюше, не было и двух лет, старшая, Ирина, готовилась к выпускным экзаменам в школе. В альбоме, подготовленном для номинирования Алектины Васильевны, внуки писали: “Спасибо, спасибо тебе, замечательная ты наша и любимая бабушка, что не отказалась от нас, не отдала в детский дом!” “Выдала меня замуж, — отмечает Ирина, — сыграла свадьбу, хотя денег-то не водилось. Сделала все, что смогла”. Свадьбы бабушка играла еще не раз (мужья внучек с полным правом называют ее тещей), не раз готовила наряды к выпускному балу, провожала внуков в армию, встречала.
Сейчас под опекой осталась лишь младшая, но дом Сергеевой по-прежнему полон детей — появились правнуки, четвертый родился перед самым Новым годом. Особенно многолюдно в квартире Алектины Васильевны по праздникам, когда собирается большинство членов этой, ставшей просто огромной семьи. “Как здорово, что мы все вместе! — пишут они в альбоме. — И это благодаря нашей бабушке, ставшей для нас мамой”.

Многодетная… бабушка Алектина Сергеева (обнимает правнучку Кристину). Фото Валерия Бакланова. 

— Вы стали для внучат мамой в 56 лет. Расскажите о своей жизни до этой поры. Откуда родом, где трудились, какой была ваша собственная семья?
— Родилась в Яльчикском районе в деревне Уразмаметево. Отец погиб на фронте, мать осталась с тремя детьми, я младшая. Очень тяжело было после войны — голодали. Траву ели. Весной собирали на полях мерзлую картошку, натирали на терке, пекли блинчики. Это как из крахмала: пока горячие — вкусные, остынут — ломом можно долбить.
Окончив семилетку, по­шла сразу работать. Трудилась на стройке в Чебоксарах, там и с будущим мужем познакомилась. Строили сельхозинститут. Сначала жили в засыпушке, таких много тогда стояло в овраге за колхозным рынком. В 1964 году  дали квартиру в Новочебоксарске. Перевели сюда работать, мы возводили вторую школу, фундаменты девятиэтажек у “Зари”.
Потом очень сильно заболела, врачи обнаружили сердечную недостаточность, хотели дать инвалидность. Стыдно было стать инвалидом, ведь мне не исполнилось и тридцати. В чисто поле ходила, плакала, просила Бога дать мне здоровье, чтобы детей вырастить (их у меня пятеро). От инвалидности отказалась, но перешла, под­учившись, на легкий труд — экспедитором в УПТК “Чувашгражданстроя”. Здесь проработала до самой пенсии. Трудилась чест­но, была ударником коммунистического труда, награждена медалью “Ветеран труда”.
— Почему пришлось взять внуков под опеку?
— В 93-м случилась эта беда. На 1 Мая люди радуются, а у нас похороны. При родах умерла моя дочь Людмила. Я к тому времени была одна (мужа раньше схоронила), взяла внучат к себе. Четверо из них были дошкольного возраста, четверо школьников. Первое время жили на запасах продуктов, какие были, а через год оформила опекун­ство. Мне, конечно, не хотели их сразу отдавать, я ведь пенсионерка. “Мы не можем, — сказали, — навязать вам в таком возрасте столько детей”. — “Я, — отвечаю, — уже год с ними прожила и никого никому не отдам”.
— То есть предлагали отправить в детский дом?
— Да. Даже посторонние люди говорили: зачем вам эти дети,  сдайте, живите под старость лет. Но я сказала: не дам так не дам! Прошла необходимую комиссию, оформила детей на себя, стали жить.
Да, трудно с деньгами было (тогда немного опекунских давали), но дети мои, люди помогали. Врач Галина Андрияновна Волкова, например, и словом, и материально поддерживала. В трудную минуту доброе слово очень помогает! Красный Крест помощь оказывал. В 1997 году приехала делегация из Швейцарии на машинах скорой помощи, с видеокамерами. Зашли — три коробки занесли с продуктами: крупой, сахаром, подсолнечным маслом. Поговорили (переводчица была), внучка Катя в садике иностранный учила, зверюшек по-англий­ски назвала.
— О чем шла речь?
— Обещали много (показала, взмахнув высоко  руками). И все… Я от помощи никогда не отказывалась, ведь  люди делали это от души. В основном предлагали вещи. Соседи увидят — опять в новом! — завидуют, думают, наверное, много на детей получаю. А много-то никогда не было. Я им так и отвечала: кто вам мешает тоже сирот взять и такие же деньги иметь? Но не люблю ругаться, послушаю, кто что скажет, и отойду.
— Где размещали всех внучат?
— Первое время, пока маленькие, по двое на кровати спали. Повзрослели — начали вылетать из гнезда. Ирина познакомилась в деревне с парнем, свадьбу сыграли, у нее сейчас двое сыновей, старшему 10 лет. Потом Алена вышла замуж, ей тоже сделали свадьбу. У нее растет дочь, в первый класс ходит. Хорошо правнуки учатся.
Внуков тоже в школе всегда хвалили на родительских собраниях. Спортивные были дети. Мальчики увлекались футболом, хоккеем, девочки занимались гимнастикой, теннисом. На соревнования ездили, почетных грамот у них немало.
— Для большой семьи много приходится готовить. Чем кормили детей?
— Я любила готовить ш™рпе, сваришь ведерную кастрюлю, все сыты. Суп-харчо — для разнообразия. Пекла. Сахар, муку мешками покупала. Дети спокойные росли. У других в магазине как капризничают! Мои — никогда, купим, что необходимо,  дома разделят, чтобы у всех поровну было. Не жадничали. Продукты носила из магазинов в рюкзаке. Ездила на птицефабрику, яиц корзину куплю, люди удивляются: что, Пасха? Не отвечала ничего. Всем ведь не объяснишь, что я столько детей воспитываю.
— Разница в воспитании детей и внуков была?
— Своих детей могла и поругать, если что не так, даже разок и хлопнуть. А внучат я боялась обидеть, жалела, делала все, чтобы они не чув­ствовали, что растут без матери и отца.
— Расскажите немного о каждом.
— С Ириной меньше всего пришлось общаться. Живет в деревне, работает продавцом. Добрая. Скромная. (Они у меня все такие.) Алена по­строже. Валера, как партизан, ничего нельзя у него было выведать, окончил 15-е училище, после армии — техникум, работает газоэлектросварщиком, не пьет, не курит. Саша вроде поразговорчивей, учился платно в биотехнологическом колледже (смогла тогда найти деньги), тоже серьезный. Из армии писал — в подчинении 15 человек. Благодарственное письмо от командира части получила, служил достойно, недавно вернулся. Наташа хорошо рисовала, пыталась поступить в институт на художественный факультет, не поступила, нос повесила, уехала в деревню, там познакомилась с парнем, свадьбу вот не делали... Под Новый год родила. Маша учится на втором курсе филиала Московского автодорожного института. Алла после одиннадцатого класса подала документы в пединститут, не прошла, сейчас в девятом училище, будет учиться год, получит два диплома. Катя в девятом классе, учится хорошо. Самая маленькая, самая ласковая. В два годика сама шнурочки завязывала. Любит готовить, сейчас варит в основном она.
— Вас дети огорчали? Плакать из-за них не приходилось?
— Нет, ни с кем проблем не было. Все учились хорошо, на всех благодарственные письма из школы получала. Серьезные они, по улице не шатались, дисциплинированные. В девять часов ложились спать, ни­кто не плакал, не спорил. По­смотрели “Спокойной ночи, малыши!” — и в постель, режим! Утром встанут выспавшиеся, спокойные.
 Если и приходилось плакать, то из-за отсутствия денег. В школу, когда четверо учились, сколько всего надо было! Раньше ведь не такое опекунское пособие давали. Не хватало. Но детям не скажешь об этом, обидишь. Уйду куда-нибудь и по­плачу, чтоб ни­кто не видел.
— Какие отмечаете празд­ники?
— Дни рождения у всех. Конфеты, торт, печенье на столе, приходят друзья. Меня сейчас тоже поздравляют, на 8 Марта обязательно, а в апреле мне 70 лет будет — снова повод вместе собраться.
— Вам этих лет не дать. С детьми вы, наверное,  не чувствуете своего возраста?
— Рюкзак еще не бросила.
На свадьбах как мать выступали?
— Кто как видел. Поздравляла от души. Дарила, как могла. Наказывала жить мирно, дружно, людей не слушать, родню не обижать, встречать хлебом-солью. Считают, наверное, меня вместо матери.
— Как к вам обращались?
— Бабушка. Милая бабуля.
— Дайте совет многодетным родителям, как воспитать хороших детей.
— Независимо от того, один ребенок в семье или несколько, должны быть строгость,  дисциплина. Летом сидели у подъезда, подходит девчонка лет 10, курит. Родители не знают, что ли? Это же сразу заметно! Распустили до такой степени! Маме и доброта, и строгость нужны.
— Обычно у своих собеседников интересуюсь, о чем они мечтают.
— Хочу, чтобы все мои внуки были хорошими людьми, хорошими родителями, чтобы приходили в гости к бабушке всегда.
Светлана СМИРНОВА.