Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Особенности финского воспитания

15.01.2007
4
Недавно мне довелось побывать в Финляндии. Гостила у друзей несколько дней и успела посетить школу, в которой учатся их дети. Многое показалось непривычным. Главные отличия — это учебное учреждение не только частное, но и христианское. Все преподаватели в нем верующие, исповедуют протестантизм.

Расскажу об одном дне моего пребывания в финской семье. Итак, папа, мама и две дочери 8 и 12 лет. Утро началось с зав­трака. К каше прилагались всякие вкусности: варенье, масло, сыр, сок, молоко, какао, фрукты, кофе. Напоследок детям выдали витамины. Для девочек, видимо, это было уже привычной процедурой, каждая съела полагающееся ей драже.
Мама девочек работает в школьной столовой, кроме того, возит детей на микроавтобусе. Школа находится за городом, так что cборы не затянулись. Финки гораздо меньше нас озабочены своей внеш­ностью. Главное, чтобы одежда была удобной (доминирует спортивный стиль) и волосы причесаны. Никаких косичек, заколочек, резиночек на школьницах я не увидела.
Путь занял около часа. По дороге мы забирали детей. Каждое сиденье в микроавтобусе снабжено ремнями безопасности, и ребятишки послушно пристегивались. Глядя в окно, я заметила, что возле многих домов стоят велосипеды. Это обычное и популярное сред­ство передвижения финнов. Для этого вида транспорта созданы все условия: специальные тротуары вдоль дорог (даже за городом), пологие съезды с бордюров везде, где необходимо перейти дорогу, стоянки. Поразила порядочность людей. Велосипед годами может стоять у дома или учреждения, и никто не покусится на чужое. Скорее, железный конь заржавеет.
И вот мы добрались до школы. Я удивилась отсутствию гардероба или раздевалки. Куртки детей висели вдоль стен справа и слева от входа. Обувь они
оставляли тут же, у стены. “Сменка” только у преподавателей, ученики же бегали в носках. Видимо, в школе всегда чистые и теплые полы. Признаюсь, непривычно ходить по школе без обуви.
Перед занятиями всех детей собрали в холле. Сидя на стульях в несколько рядов, они слушали преподавателя. Тот объяснял, как пользоваться вилкой и ножом. После общей молитвы все разошлись по классам.
Мне очень понравилось в классе, где занимались малыши. Комната разделена на две зоны:  рабочую и отдыха. У окна стояли диваны, стулья, столы. У стен — шкафчики, полочки. На стенах картинки, поделки. Все так по-домашнему уютно, красиво. В рабочей зоне — парты, учительский стол, доска. Вокруг обилие красочных современных канцтоваров. Хочется сесть за парту и что-то смастерить, нарисовать. В классе на уроке спокойно. Никто не кричит, все заняты делом. Детям интересно, они ведут себя раскованно. В Финляндии к малышам относятся уважительно.
Через пару уроков у учеников началась большая перемена. Они пошли в столовую, которая расположена в соседнем здании. На удивление быстро и спокойно ребята оделись. Ни­кто не кричал: “Где моя куртка?!” или “Я варежки потерял!”
В столовой в этот день давали картошку в мундире. К ней на выбор предлагалось несколько салатов и напитков. Можете себе представить, чтобы маленькие дети чистили картошку, довольно умело пользуясь ножом и вилкой? Я была в шоке. Смотрела на детей, ловко орудующих столовыми приборами. Стало неловко, ведь в российских школах пользуются только ложкой.
После обеда ребятишки по­шли играть. Затем занятия продолжились. Окончились они около двух часов дня, и мы засобирались домой. Снова поехали на микроавтобусе, развозя по дороге детей. Их рюкзачки не были набиты учебниками. Ученики взяли лишь рабочие тетради, красочно и интересно оформ­ленные. Задания в них — в виде кроссвордов и головоломок. Малыши пишут только карандашами, что по­зволяет в случае необходимости воспользоваться ластиком. Как считают финские психологи, это позволяет детям быть уверенными в себе, не бояться ошибиться. Ведь всегда можно все исправить. После школы дети посещают различные кружки. Даже пес моих друзей раз в неделю ходит  с хозяином в школу на специальные собачьи занятия.
И вот день завершается. Хозяйка дома повезла нас в аквапарк. Доехали быстро, за десять минут. На входе получили купальники, направились в раздевалку, потом в душ и сауну. По­сле всех этих приготовлений, наконец, прошли в огромный зал. Кто-то плавал в бассейне с дорожками, другие прыгали с выш­ки, малыши плескались в лягушатнике. Взрослые предпочли парк с горкой, гидромассажем, течением и большими волнами. Жаль, что рядом не оказалось никого, знавшего русский язык. Так хотелось поделиться впечатлениями, рассказать о своих эмоциях.
Марина АКИМОВА.