Особенности финского воспитания
Расскажу об одном дне моего пребывания в финской семье. Итак, папа, мама и две дочери 8 и 12 лет. Утро началось с завтрака. К каше прилагались всякие вкусности: варенье, масло, сыр, сок, молоко, какао, фрукты, кофе. Напоследок детям выдали витамины. Для девочек, видимо, это было уже привычной процедурой, каждая съела полагающееся ей драже.
Мама девочек работает в школьной столовой, кроме того, возит детей на микроавтобусе. Школа находится за городом, так что cборы не затянулись. Финки гораздо меньше нас озабочены своей внешностью. Главное, чтобы одежда была удобной (доминирует спортивный стиль) и волосы причесаны. Никаких косичек, заколочек, резиночек на школьницах я не увидела.
Путь занял около часа. По дороге мы забирали детей. Каждое сиденье в микроавтобусе снабжено ремнями безопасности, и ребятишки послушно пристегивались. Глядя в окно, я заметила, что возле многих домов стоят велосипеды. Это обычное и популярное средство передвижения финнов. Для этого вида транспорта созданы все условия: специальные тротуары вдоль дорог (даже за городом), пологие съезды с бордюров везде, где необходимо перейти дорогу, стоянки. Поразила порядочность людей. Велосипед годами может стоять у дома или учреждения, и никто не покусится на чужое. Скорее, железный конь заржавеет.
И вот мы добрались до школы. Я удивилась отсутствию гардероба или раздевалки. Куртки детей висели вдоль стен справа и слева от входа. Обувь они
оставляли тут же, у стены. “Сменка” только у преподавателей, ученики же бегали в носках. Видимо, в школе всегда чистые и теплые полы. Признаюсь, непривычно ходить по школе без обуви.
Перед занятиями всех детей собрали в холле. Сидя на стульях в несколько рядов, они слушали преподавателя. Тот объяснял, как пользоваться вилкой и ножом. После общей молитвы все разошлись по классам.
Мне очень понравилось в классе, где занимались малыши. Комната разделена на две зоны: рабочую и отдыха. У окна стояли диваны, стулья, столы. У стен — шкафчики, полочки. На стенах картинки, поделки. Все так по-домашнему уютно, красиво. В рабочей зоне — парты, учительский стол, доска. Вокруг обилие красочных современных канцтоваров. Хочется сесть за парту и что-то смастерить, нарисовать. В классе на уроке спокойно. Никто не кричит, все заняты делом. Детям интересно, они ведут себя раскованно. В Финляндии к малышам относятся уважительно.
Через пару уроков у учеников началась большая перемена. Они пошли в столовую, которая расположена в соседнем здании. На удивление быстро и спокойно ребята оделись. Никто не кричал: “Где моя куртка?!” или “Я варежки потерял!”
В столовой в этот день давали картошку в мундире. К ней на выбор предлагалось несколько салатов и напитков. Можете себе представить, чтобы маленькие дети чистили картошку, довольно умело пользуясь ножом и вилкой? Я была в шоке. Смотрела на детей, ловко орудующих столовыми приборами. Стало неловко, ведь в российских школах пользуются только ложкой.
После обеда ребятишки пошли играть. Затем занятия продолжились. Окончились они около двух часов дня, и мы засобирались домой. Снова поехали на микроавтобусе, развозя по дороге детей. Их рюкзачки не были набиты учебниками. Ученики взяли лишь рабочие тетради, красочно и интересно оформленные. Задания в них — в виде кроссвордов и головоломок. Малыши пишут только карандашами, что позволяет в случае необходимости воспользоваться ластиком. Как считают финские психологи, это позволяет детям быть уверенными в себе, не бояться ошибиться. Ведь всегда можно все исправить. После школы дети посещают различные кружки. Даже пес моих друзей раз в неделю ходит с хозяином в школу на специальные собачьи занятия.
И вот день завершается. Хозяйка дома повезла нас в аквапарк. Доехали быстро, за десять минут. На входе получили купальники, направились в раздевалку, потом в душ и сауну. После всех этих приготовлений, наконец, прошли в огромный зал. Кто-то плавал в бассейне с дорожками, другие прыгали с вышки, малыши плескались в лягушатнике. Взрослые предпочли парк с горкой, гидромассажем, течением и большими волнами. Жаль, что рядом не оказалось никого, знавшего русский язык. Так хотелось поделиться впечатлениями, рассказать о своих эмоциях.
Марина АКИМОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати