Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Сначала — грамотные кадры

13

8-9 сентября в Чебоксарах прошло выездное заседание IV Координационного совета Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. На нем рассматривались вопросы  села.
“Дело не только в финансировании”, — так называется интервью заместителя министра культуры и массовых коммуникаций РФ Андрея Бусыгина, напечатанное в газете “Культура”, № 37 от 21-27 сентября 2006 года. Предлагаем вашему вниманию фрагменты этой публикации.  

“Координационный совет,  прошедший недавно в Чебоксарах, пожалуй, самое представительное собрание руководителей культуры страны, — отмечает  газета в преамбуле интервью. — Здесь региональные министры вместе с руководством федерального министерства обсудили самые острые проблемы своей далеко не самой благополучной отрасли. Темой заседания было объявлено возрождение культуры на селе”.
Отвечая на вопросы корреспондента, Андрей Бусыгин подчеркивает, в частности, что  внимание федерального министерства к  проблеме сельской культуры “соответствует современным ориентирам на укрепление государственности, на осознание нашей российской национальной идентичности, что невозможно без обращения к истокам народной культуры”. Он обращает внимание на то, что, “по данным социологов, именно сельское население страны считает важнейшими человеческими качествами трудолюбие, милосердие, бескорыстие, порядочность. Российское село — та территория, где эти качест­ва сохранились в большей степени”.
Комментируя  реплику  корреспондента   “за последнее время в Сахалинской области закрылись 10 учреждений культуры, а в 18 населенных пунктах вообще нет ни одного…”, заместитель федерального министра соглашается: “Эту печальную статистику можно продолжить. В начале августа я был на Алтае, где до сих пор есть не восстановленные после землетрясения учреждения культуры. А ведь прошло пять лет… Но у нас очень разные субъекты Федерации, и практически невозможно  сравнивать, скажем, Республику Тыва и Ханты-Мансийский автономный округ. Различная социально-экономиче­ская ситуация, разные финансовые возможности…”
“В Чувашии, где проходил Координационный совет, культурную ситуацию на селе можно считать вполне благополучной, — говорит Андрей Бусыгин. — В частности, здесь повсеместно созданы модельные библиотеки  с выходом в Интернет, работают интегрированные учреждения культуры, село практиче­ски все газифицировано, скоро все села будут соединены дорогами с твердым покрытием. А в республике, как вы знаете, нет ни нефти, ни газа”. Но там, подчеркивает заместитель министра, создана эффективная система власти, которая работает и пользуется  авторитетом среди  населения.
Отвечая на вопросы о том, с чего следует начинать столь масштабный проект, как культура села, заместитель министра дает понять, что надо начинать с повышения грамотности кадров, и подчеркивает роль Интернета в этом деле, косвенно подтверждая правильность взятого Чувашией курса на создание модельных библиотек, подключенных ко всемирной информационной “паутине”: “…в трудные 90‑е годы в первую очередь урезали деньги на повышение квалификации специалистов. Сейчас необходимо развивать дистанционные формы обучения, для чего среди прочего так важно подключать сельские библиотеки к Интернету. Это особенно важно для сельских работников культуры. Для многих из них покинуть дом даже на неделю — это проблема”. 
В ответ на скептичное возражение корреспондента о том, что “из 36 тысяч сельских библиотек страны только 15 процентов телефонизированы, так что, по всей видимости, Интернет не скоро придет в каждое россий­ское село”, Андрей Бусыгин говорит: “Это просто еще раз свидетельствует о том, что возрождение культуры на селе — проблема комплексная, это особое направление  государ­ственной   культурной  политики”. Он также сообщает о том,  что появляются  новые, отвечающие запросам времени формы учреждений культуры на селе. В частности, “сейчас в селах получают распространение интегрированные учреждения культуры — клуб-библиотека, дома ремесел, культурно-спортивные или досуговые центры”. “В Чувашии объединяют  образовательные учреждения и учреждения культуры, — сообщает он. — С правовой точки зрения здесь есть  проблемы, ведь свои стандарты существуют для каждого вида деятельности. Но если есть желание — все эти проблемы можно решить”.