Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Концентрация хлора превышала норму в 45 раз?

6

В минувший четверг в горадминистрации прошло совещание, где состоялся жесткий разговор о произошедшей в ОАО “Химпром” аварии и ее последствиях.
Кроме представителей “Химпрома” в нем приняли участие руководитель Управления Ростехнадзора по ЧР Сергей Некряченко, заместитель руководителя Управления МЧС России по ЧР Юрий Кекиш, прокурор Новочебоксарска Алексей Емашов, председатель городского Собрания депутатов Юрий Клычков, бывший председатель горисполкома Иван Матросов, начальники трех аккредитованных лабораторий — промышленно-санитарной, ЦГСЭН № 29 и филиала ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР — Чувашия в г. Новочебоксарске”, другие должностные лица.
 

Нелицеприятный разговор начался с доклада начальника управления по делам ГО и ЧС Андриана Николаева. По его словам, авария случилась не в 22.50 27 августа, как объявляли ранее, а между 22.05 и 22.25 — несвоевременно о ней известило руководство “Химпрома”. И на 12 часов 28 августа пострадали не 14, как говорила главный врач медсанчасти № 29 Нина Драгунова, а 21 человек.
Технический директор ОАО “Химпром” Николай Никифоров доложил собравшимся, что “спонтанного проникновения хлорной воды в город не наблюдалось, распространения хлора за территорией предприятия не было”. Такой пассаж явно не понравился Андриану Николаеву, и он прямо спросил: “Почему в городе участилась “газовка”, почему вообще стала возможной данная авария?” (Оказывается, за последний год это уже третье ЧП на “Химпроме” — об этом с возмущением известил первый заместитель главы горадминистрации Вениамин Артемьев.) Ответ Н.Никифорова “комиссия разберется” и “от поставщиков получили бракованное изделие, потому случилась авария” также не удовлетворил присут­ствовавших. Мэра Валерия Андреева интересовали объемы утечки хлора. Н.Никифоров утверждал, что выброс составил 60–65 кг, в 5 утра все было уже в норме. Однако, по сведениям управления по делам ГО и ЧС, хлора вылилось не менее 300 кг. При этом не сработала звуковая сигнализация, а должна была, даже при малейшей утечке вредных веществ. Она молчала по простой причине: оборудование 60-х годов прошлого столетия. Так что не диспетчеры, которые зависимы от руководства предприятия, виновны в том, что люди несвоевременно узнали об аварии, констатировал А.Николаев.
“Почему люди отравились? Из-за того, что “Химпром” скрывал информацию, или потому, что у предприятия плохие средства защиты? А может, специалисты недостаточно обучены?” — вопрос за вопросом задавал Юрий Кекиш. “Почему данные исследований трех лабораторий разные?” — спрашивал А.Николаев. Тут начальник промышленно-санитарной лаборатории честно сказала, что в 50 метрах от очага аварии концентрация хлора превышала предельно допустимую концентрацию в 43–45 раз (многие участники совещания признались, что слышат об этом впервые). Из официальной справки лаборатории “Химпрома” следует, что 28 августа в 1.55 в районе нижнего кольца хлора вообще не обнаружено, в 2.20 не выявлено его и в Иванове. Если верить данным этой лаборатории, не было хлора у горбольницы по ул. Коммунистической даже в 5.43. По словам же мэра, облако к утру дошло до Иванова, Баннова. А.Николаев считает, что хлорная волна в случае аварии достигает города за 20 минут после ЧП.
“До сих пор удивляет упорное отрицание факта превышения ПДК хлора!” — возмущался прокурор города Алексей Емашов. “Вы вводите всех в заблуждение, потому горожане вам не верят”, — сказал он, обращаясь к представителю “Химпрома”. И напомнил о том, что “Химпром” часто сбрасывает в реки (видимо, имел в виду Кукшум и Цивиль) стоки с превышением ПДК вредных веществ в десятки раз, а “карманная” лаборатория (сказал именно так) никаких нарушений не обнаруживает.
Алексей Емашов считает, что руководство “Химпрома” должно нести ответственность перед населением за аварию и оказать пострадавшим материальную помощь, как это принято делать в таких случаях во всем мире и в России тоже.
Остался недовольным увиливанием представителя “Химпрома” Иван Матросов. “Даже надышавшиеся хлора работники не все идут к врачам, боясь быть уволенными”, — сказал он и не скрывал своего возмущения и по поводу позднего предупреждения горожан об опасности. Об этом же сказали и другие участ­ники совещания.
Глава города Валерий Андреев был предельно откровенен, сообщив, что придерживался позиции — не создавать в городе панику. Потому, пояснил он, информация была “отшлифованной и взвешенной”. И поделился с участниками совещания: “Слухи о якобы 150 по­страдавших и 20 погибших во время аварии распространяют оппоненты”.

Галина Миронова.

Резюме автора. Может, причиной аварии по­служила банальная безответственность? А домыслы, слухи рождаются, между прочим, как раз из-за “отшлифованной и взвешенной” информации. Вот достоверную следует доводить до горожан — Конституция велит.
Мнение участников совещания, хотя оно и предварительное, одно — химикам следует делать вывод и впредь не допускать подобных ЧП. По выяснению причин аварии работают две комиссии: одна устанавливает техническое состояние оборудования, другая — человеческий фактор. А прокуратура проводит расследование в рамках уголовного дела. Оно в связи с общественной значимостью передано в отдел по расследованию преступлений прокуратуры ЧР.