Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Не пускать на самотек, не терпеть фиаско

7

В прошлом выпуске “Педагогики для всех” мы рассказали о ситуации, сложившейся в школе № 12. Родители бывшей ученицы 9-го класса написали в “Грани” письмо, в котором поделились впечатлениями о приеме детей в 10-й класс. Один из вопросов, заданных папой и мамой девочки, звучал так: “Кто виноват, если ребенок не получил в школе необходимые знания?” Действительно, кто?

“Школа, точнее, учителя”, — считают родители. Если рабочий на заводе допускает брак, то он и несет за это ответ­ственность. Почему же учителя
освобождены от нее? Не сумели дать знания ученику и еще смеют обвинять в этом семью ученика. “Я работаю совершенно в другой сфере, не преподавателем, — объяснял мне в телефонном разговоре папа девочки, — почему же должен еще по вечерам выполнять работу учителей?”
В школе придерживаются другой точки зрения. “Насильно мил не будешь”, — говорят педагоги. Если ученик не проявит мало-мальского интереса к учебе, фиаско в его обучении потерпит даже самый титулованный учитель. Директор школы № 12 Тамара Фадеева посетовала, что нередко классному руководителю приходится исполнять роль... пастуха. Ходить за учеником, уговаривать его посещать занятия, делать домашнее задание. Не секрет, что учителя частенько “рисуют” тройки нерадивым учащимся. Дескать, зачем “портить” ребенку аттестат, пусть спокойно окончит 9‑й класс и продолжит обучение там, где его способности проявятся в полной мере. Такая забота нередко выходит боком самим же учителям, когда ученик начинает предъявлять претензии к учебному заведению. Действительно, аттестат у выпускника 9-го класса на руках, и как преподаватель докажет, что выдан он, по сути, двоечнику? Потому-то, считает Т.Фадеева, в девятом классе нужна объективная оценка знаний ребенка, а именно введение Единого госэкзамена. Что касается педагогов, работавших в девятых классах в 2005-2006 учебном году, то они самые опытные. Почти все имеют высшую и первую квалификационные категории, мало кто вторую.
Заместитель начальника управления образования Александр Осокин пояснил, что универсального ответа на заданный в начале статьи вопрос просто не существует. В каждой ситуации нужно разбираться отдельно. Однако в любом случае речь будет идти лишь о степени вины каждой из сторон. Родители не должны пускать на самотек учебу своего чада (если, конечно, заинтересованы в результате). Насильно никого выучить невозможно, так что ребенок в определенной мере сам “кузнец своего образования”. С другой стороны, талантливый учитель потому и называется таковым, что может найти подход к разным детям, а не только к прилежным и старательным.
В любом случае, если родители считают, что школа плохо выполнила свою функцию, они могут обратиться с иском в суд. Правда, удастся ли им доказать свою правоту, другой вопрос. К сожалению, в образовании пока не существует объективной внешней экспертизы, не связанной ни с одной образовательной структурой, но разбирающейся в проблемах данной сферы. Возможно, когда-нибудь она будет создана.
Андрей СЕРГЕЕВ.