Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Транспорт: беду никто не кличет, она рядом ходит

26.07.2006 /
7
Летом с появлением дачников пассажиропоток значительно увеличивается. А в сентябре к ним прибавятся еще студенты. Как справляется общественный транспорт с перевозками? Судя по звонкам и письмам читателей, на троечку с минусом. И то, если не учитывать стояния на одной ноге в автобусе и долгие ожидания на автостанциях. А за неудобства, кстати, ни одна транспорт­ная организация перед пассажирами никогда не извиняется. Наверное, потому, что пришлось бы это делать по нескольку раз в день.

А ведь и мы, пассажиры, позволяем им себя унижать. За свои же деньги. Разве редки случаи, когда два пригородных рейса соединяют и люди вынуждены ехать спина к спине, бок о бок? То, что подают автобусы с опозданием на 5-10 минут, стало чуть ли не нормой. А из-за того, что на одной платформе производят посадку на три рейса (№ 108, 222, 236), ежедневно возникают стычки между пассажирами, ведь им приходится стоять в одной очереди. Она рассыпается, как только на посадку подъезжает автобус любого из трех маршрутов. “Вы здесь не стояли!” — самый безобидный выкрик на данной платформе.
Почему нам предоставляют некачественную услугу? У двух ведомств — РГУП “Чуваш­автотранс” и ОАО “АвтоВАС” —  по этому поводу, как говорится, две точки зрения. Охарактеризовать их  можно коротко: Иван кивает на Петра, Петр — на Ивана. Позиция выгодная. Сложно пассажиру разобраться, дей­ствительно ли автотранспорт­ное предприятие не выделяет машину или люди томятся на платформах из-за нерасторопности диспетчера. По данным Новочебоксарской автостанции, в июне зафиксированы 78 срывов, чаще всего (39 раз) отменялись рейсы по 108-му маршруту, 11 раз на междугородной линии, хотя в летнем расписании нынешнего года по сравнению с прошлым на 26 маршрутов меньше.
А козырной картой автотранспортников для собственного оправдания, как и лет 10–15 назад, служит... изношенность автобусов. По словам заместителя директора ООО “Новочебоксарская управляющая транспортная компания” Александра Башлаева, самые старые — немецкие бэушные “Мерседесы”, которые, отслужив Дойч­ланду положенный срок, возят наших пассажиров с 1980 года. Из 102 машин 53 эксплуатируются свыше семи лет, а 23 автобуса курсируют на дорогах с 1992–1993 годов. Немало и таких, у которых пробег 2 миллиона километров вместо 300–500 тысяч по норме. “Куда деваться, людей возить надо”, — говорит А.Башлаев. Последнее приобретение нового  подвижного состава датируется 2004 годом — тогда пригнали два
ЛиАЗа и два ПАЗа. “Государство не помогает, — разводят руками в ООО, — у предприятия денег нет”. По мнению транспорт­ников, им мало компенсируют за льготников — на каждого по 50 рублей в месяц, всего в пределах 500 тысяч (к слову, ПАЗ стоит порядка 800 тыс. руб.), тогда как постоянно растут цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию. И вообще, мол, тарифы убыточные, их следовало бы повышать как можно чаще, а не раз в год.
Ну прямо как в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эти две отрасли экономики давно уж требуют совершенствования. И чахнут они вовсе не из-за нехватки денег. Скорее, из-за изощренных хитросплетений. Больше половины проблем не было бы вообще, если бы одно и то же ведомство и подавало автобусы, и отправляло их в рейс.
С появлением на рынке транспортных услуг частников ситуация изменилась в лучшую сторону. Без проблем теперь можно добираться в Чебоксары. Есть они и на пригородных маршрутах, и на междугородных. Но “государственники” своих конкурентов не любят, ведь им с бизнесменами приходится делить кусок хлеба. А частный извоз между тем их же и выручает. В один из выходных  к назначенному времени не подъехал 108-й автобус, через полчаса  частник 222-го маршрута увез вместе со своими пассажирами и “чужих”. Диспетчер автостанции довольна, что решила проблему. Только вот каково было ехать людям в переполненном автобусе?
Еще пример. Длиннющая очередь на “Сутчевские сады”. В ЛиАЗ запихнули (активно помогала в процессе посадочный контролер) почти всех, троих водитель рассадил рядом с собой, но еще трое с билетами не вместились все равно. Даже на незначительном повороте автобус кренился так, что вот-вот перевернется.
К сожалению, это не тот случай, когда риск — благородное дело. Мы забыли печальное ЧП на дороге, произошедшее в Янтикове несколько лет назад. Почему не извлекаем уроки? О том, что в рейс отправляются переполненные, к тому же отслужившие свой срок эксплуатации автобусы, знают и на автотранспортном предприятии, и на автостанции. Да и в Министерстве градостроитель­ства и развития общественной инфраструктуры ЧР, которое курирует транспорт, тоже. А в РГУП “Чуваш­автотранс”, видно, не до пассажиров. Там — “реформа”.

Галина МИРОНОВА.