Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Некрасивому, но доброму предпочла брюзгу

26.07.2006
7

Браки по расчету, модные сегодня, совершались и во времена наших бабушек и дедушек. Правда, расчет тогда был другой. Брак — дело серьезное. Шутка ли: с избранником требовалось прожить всю оставшуюся жизнь! Во главу угла ставились ровный и спокойный характер, порядочность и надежность. Котировались уже “отгулявшие” претенденты на руку и сердце девиц: считалось, что их опыт служит гарантией верности в дальнейшей жизни, правда, не всегда такие чаяния оправдывались. Отбор будущего спутника жизни проводился тщательно: пусть не хорош собой, но добр, пусть не молод, но учтив, пусть не очень весел, зато характер ровный, пусть домосед, зато не ветреник — будет надежным и верным супругом.

Лиза, подруга моей юности, историк, всегда над этими “поверьями” посмеивалась. Юношам она нравилась, выбирать было из кого. Все твердила: хочу, чтоб дети были красивые и здоровые, спортивные и высокие. За ней в числе прочих ухаживал умница и отличник Леша, худенький, невысокий, очень ее любил, стихи писал, в том числе на немецком. Лизе же больше нравился Владик, нагловатый и синеглазый, блистал на студенче­ской сцене, играл в баскетбол, на лекциях появлялся не всегда. Он, видимо, был из тех, кто охотится на дичь, а поймав ее, терял всякий интерес. На пятом курсе Лиза поставила себе цель — выйти замуж за Владика. Презрев приличия, вовсю бегала за ним, а он с той же скоростью от нее.
И все же они поженились. К удивлению девушки, студенче­ский весельчак и балагур дома брюзжал, ворчал, мелочно придирался к любой ерунде, обижался по всякому поводу. Красивые, высокие и спортивные дети частенько становились свидетелями родительских стычек. Обидевшись на неосторожно оброненное слово, Владик мог надуться и неделями не разговаривать. Лиза утешала себя тем, что многие подруги даже не смеют мечтать о трезвом муже, читающем Теккерея. А эгоцентрист Владислав был полностью сосредоточен на себе, на жену же и детей у него не оставалось ни сил, ни времени.
Лиза решила поговорить с мужем начистоту, без дипломатии, не щадя ни его, ни себя. Сказала: глупо сердиться по пустякам и не разговаривать. Если взрослые люди любят друг друга, то они должны по­стараться изменить себя ради близкого человека. Она, Лиза, знает, что у супруга масса достоинств, очень любит его, и он должен это чув­ствовать, но совместная жизнь невыносима, пока над семьей висит этот тяжелый груз отчуждения. Ведь можно обо всем поговорить, а еще лучше обратить чувство необоснованной обиды в шутку, в иронию по отношению к себе, к ситуации.
Кажется, Владик понял. Но не прост путь от мысли к поступку. Лиза чувствовала, что супруг борется с собой. Размолвок стало меньше, хотя радости не прибавилось. Напряженность между ними сохранилась. Дети тоже это чувствовали. Иногда вечерами Лиза вспоминала верного и готового ради нее на все Лешу и думала: может, стоило много лет назад принять его предложение руки и сердца.
А не так давно она видела Алексея, который, блестяще окончив престижный вуз, устро­ился в Москве. Наверное, приехал к родителям в Чувашию. “Такой же некрасивый”, — поделилась со мной. “Как он живет?” — поинтересовалась у нее. Лиза пожала плечами: “Не знаю, он, кажется, меня не видел. Я отвернулась, так вдруг тяжело стало”.
Ольга РЯБОВА.