Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Дедовщина в армии: покончит ли с ней повышение призывного возраста?

14.07.2006
8

Как скажется на дисциплине в Вооруженных Силах России повышение призывного возраста с нынешних 18 лет до 20-21 года, как это предлагает уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин? Приводим ответы на этот вопрос членов Совета Федерации.

Корни явления —
в самом обществе

“Вопрос о повышении призывного возраста обсуждать, конечно, можно, но на снижение уровня дедовщины его увеличение не повлияет”, — убежден первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от администрации Тамбовской области, генерал-лейтенант авиации Василий Ключенок. Он напомнил, что в СССР уже был период, когда призывной возраст юношей равнялся 20-21 годам. Но затем от этой неэффективной практики отказались и постепенно понизили его до 18 лет.
“20-21 год — возраст для призыва неудобный, — продолжил сенатор. — Сразу возникают вопросы: а что молодому человеку делать до этого времени, поступать в вуз, чтобы оттуда пойти в армию, или идти работать?” Вообще, подчеркнул он, “возрастной уровень призыва и уровень дедовщины никак между собой не связаны. Корни дедовщины лежат в системе устройства армии, в обществе”.
Сенатор поддержал идею уполномоченного по правам человека в РФ о восстановлении в армии гауптвахт. Сославшись на свой командирский опыт (а в армии В.Ключенок прослужил 33 года), отметил, что “гауптвахты упразднять было нельзя, случается, когда человека нужно просто изолировать на некоторое время, чтобы он посидел, одумался, причем обязательно в одиночестве, а не по нескольку человек, как в некоторых частях”. “Если человек бегает по казарме с автоматом или топором замахивается на командира, как с ним поступать сейчас, когда нет гауптвахт?” — задается вопросом В.Ключенок.


Все дело
в воспитании

“Повышение призывного возраста, возможно, повлияет на снижение уровня дедовщины в армии, но полностью эту проблему не решит”, — сказал заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Мурман­ской областной Думы, адмирал Вячеслав Попов. Он подчеркнул, что “корни этого позорного явления находятся не в армии, а в обществе. Армия не порождает дедовщину, она создает условия для проявления тех качеств, которые воспитывают семья, школа”.
“Для меня стыдно иметь в России Комитет солдатских матерей, необходимо иметь Комитет солдатских отцов”, — подчеркнул сенатор. Он объяснил это тем, что “именно семья, отцы должны воспитывать сыновей так, чтобы у них даже мысли не возникло тронуть человека, слабее себя”.
“Изменение призывного возраста — очень серьезный вопрос. Молодым людям необходимо будет поменять планы на жизнеустройство, учебу, работу. И хотя повышение призывного возраста может улучшить дисциплину в армии, но совсем от дедовщины не избавит. Пока корни гниют, крона цвести не может”, — полагает В.Попов.
Говоря о восстановлении гауптвахт в армии, он отметил, что “гауптвахты — это эффективный способ воспитания нерадивых. Они помогают осмыслить неправомерные поступки”.

Есть
и силовые методы...

“В какой-то мере повышение призывного возраста поможет снизить уровень дедовщины в армии, но полностью от нее не избавиться”, — уверен член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Ингушетия Исса Костоев. По его мнению, “дедовщина существует везде: и в школе, и в институте, и в армии, и на работе. На всех этапах жизни есть свои командиры и подчиненные”.
В то же время, по словам сенатора, “в армии должны служить все, так как молодые люди должны знать, что почем. И если кого-то призовут во время учебы в институте, то ничего страшного в этом нет. Наоборот, армии сейчас требуются грамотные люди”.
Парламентарий полностью поддержал восстановление гауптвахт. “Восстановить гауптвахты нужно обязательно. Если кто-то ведет себя непотребно, то и наказание должен получить соответствующее. При попадании на гауптвахту два раза, на третий необходимо возбуждать уголовное дело и отправлять злостного нарушителя в штрафбат”, — заключил он.

...и экономические
Повышение призывного возраста — “не панацея от дедовщины”, — уверен член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от Калининград­ской областной Думы, капитан 1-го ранга в запасе Николай Тулаев. С дедовщиной, на взгляд сенатора, “поможет бороться наличие в армии здорового единоначалия — от сержанта до офицера: если они будут держаться за свои места и дорожить ими, то и дух на службе будет другой”.
Кроме того, отметил Н.Тула­ев, “в 20-21 год многие молодые люди еще учатся, некоторые обзаводятся семьями, по­этому этот призывной возраст не подходит с демографиче­ской точки зрения”.
Сенатор категорически против восстановления в армии гауптвахты. “Сегодняшнее законодательство требует решать все спорные вопросы через суды. Может быть, пока не очень получается, но отступать, не найдя выхода, — это самый легкий путь”, — заключил Н.Тулаев.
Не стоит, по мнению парламентария, снижать правовой уровень защиты солдат. “Необходимо повышать заинтересованность в службе, улучшая социально-материальное обеспечение военнослужащих, вводя в то же время штрафы за нарушения дисциплины. Необходимо бить рублем — это самое эффективное средство”, — считает член Совета Федерации.

Пресс-служба Совета Федерации.