Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Коммунизм в песочнице

14.07.2006 /
8

— Мы — террористы, вы нас не найдете.
— Мы — заложницы, спасите нас!
Эти крики я услышала в своем дворе. На одном конце площадки мальчики играли в террористов, девочки — в заложниц. Они играли рядом, но не вместе.  

Я стала забывать дворовые игры своего детства не потому, что стала взрослой, а потому, что современные дети не играют в “казаков-разбойников”, в “колодец” или в “вышибалы”. Возможно, они не делают этого по той простой причине, что у них нет резинового мяча? Забавно, ребенок может бегать по детской площадке с мобильником на шее, но не иметь своего мячика. Тот, что я выносила на прогулку, был нарасхват. Хотя, даже выпросив его, девочки не знали, как с ним можно играть.
Самые маленькие дети, облюбовавшие песочницу, игрушками обеспечены. Мы, то есть мамы малышей, вываливаем из пакета машинки, ведерко, совочки в общую кучу. Благодаря этому криков и ссор стало меньше.
Но однажды к нам пришел мальчик, который никому ничего не давал и плакал, если дети хотели у него что-то взять. Его мама так и сказала:  “Мы живем не при коммунизме, нет ничего общего, у каждого только свое”. Он играл в гордом одиночестве, а мы отгоняли от него, как от прокаженного,  своих детей.
Но во дворе могут быть беды пострашнее индивидуальной системы воспитания:  это собаки и дороги. За нашим домом находится овраг, своих питомцев хозяева выгуливают там, так что связанные с собаками неприятности нас миновали. Дорога — вот что по-настоящему страшно. Казалось бы, несчастье, произошедшее в Чебоксарах (мальчик во дворе упал с велосипеда под колеса проезжавшей “Газели”), должно было напугать и родителей, и водителей. Увы. Недавно по дороге мимо нашего дома ехал автомобиль. Двигался медленно, словно водитель знал, что из-за кустов может неожиданно выбежать ребенок. Но когда машина проехала мимо меня, я ужаснулась: сидевший за рулем набирал SМS-ку на телефоне.
Дети не ведают страха, бояться за них — обязанность матерей. Что мы и делаем. Нас пугают качели эпохи СССР. На них удобно кататься ровесникам этой конструкции, но никак не двухлетним деточкам. Еще мы боимся маленького мальчика, который рискует вырасти в главного дворового драчуна и задиру, поскольку уже сегодня он спокойно может ударить ребенка младше себя, пока его родители распивают пиво прямо на улице, сидя неподалеку на скамеечке. Наверное, только потому, что по двору бегает их соб­ственный сын, они не оставляют после себя бутылок.  Тем не менее стеклянные осколки время от времени появляются на площадке. Впрочем, как и доски с торчащими вверх гвоздями.
Чтобы  обезопасить путь своего ребенка с его чрезвычайно развитым хватательным рефлексом, собираю этот мусор и выкидываю в контейнер. Первые месяцы каждая  наша прогулка была от окурка до окурка. Я не знала, как с ними бороться — так их было много. Поскольку невозможно отбирать сигареты у тех, кто дымит в песочнице, приходилось выбивать окурки из рук своего ребенка, дабы он не успел положить их в рот. 
Но если от битого стекла, окурков и опасных качелей маленького человечка еще можно уберечь, то как спасти его от мата, звучащего сегодня на каждом шагу из уст других детей и взрослых?
Евгения ЩЕРБАКОВА. 

От редакции
Что представляет из себя  детская площадка
в вашем дворе и во что играют дети, расскажите.