Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Привычки свыше нам даны?

14.07.2006 /
8

Часто к врачу обращаются родители, ребенок которых плохо спит, плачет, зам­к­нут, иногда раздражителен. После беседы с малышом выясняется, что у него повышенный уровень тревожности.

Под тревожностью имеется в виду ожидание неясной опасности. Такие дети волнуются во время беседы, стесняются, избегают смотреть в глаза. У них можно заметить различные привычки, навязчивые движения. По наблюдениям медиков количество детей с такими проблемами в городе увеличивается. Если в 2005 году повышенный уровень тревожности наблюдался у одиннадцати из ста обратившихся, то в нынешнем уже у пятнадцати из ста.
Ощущение неясной опасности и тревожность чаще появляются у детей, родители которых конфликтуют между собой или предъявляют завышенные требования к ребенку. Негативно оценивая свое чадо, требуя от него самостоятельности, не соответствующей возрасту,  папа с мамой наносят ему моральную травму. Чувство психологиче­ского дискомфорта заставляет ребенка искать выход. И он находит его: появляются привычки, навязчивые движения, позволяющие снять постоянное напряжение.  Ребенок, сам того не замечая, может грызть ногти, сосать палец, почесываться, ковырять в носу. К специалистам его ведут уже тогда, когда привычки закрепились и методы убеждения (“это некрасиво”) и запрета (“перестань сейчас же”) не действуют.
Однако заставить ребенка отказаться от привычки еще не значит решить проблему. Нет никакой гарантии, что он не заменит одну привычку на другую, менее заметную для родителей. Был случай, когда мальчика прилюдно пристыдили за то, то он  грыз ногти. Вскоре родители и воспитатели в дет­ском саду заметили, что ребенок стал заниматься онанизмом.
В более чем половине случаев повышенный уровень тревожности наблюдается у детей 5‑7 лет и младшего школьного возраста. Учащиеся начальных классов, не имея  психологической поддержки со стороны родителей, боятся получить плохую оценку, поднять, зная ответ, руку, обратиться  к учителю. Страх не
оправдать родительские надежды снижает успешность обучения.
Уважаемые родители, поддерживайте своего ребенка и адекватно относитесь к его возможностям. Если вы заметили у него какие-то привычки и навязчивые движения, проанализируйте, в каких ситуациях они чаще возникают: во время игры на компьютере, при рассказе малыша о каком-то событии, перед школьной контрольной... В такие моменты важно выслушать сына, дочь. По возможности успокоить. Посидеть вечером у кровати, пока ребенок не заснет. Единых рекомендаций нет, у каждого свой особый случай и действовать часто приходится интуитивно. Но все же общие для всех советы по предупреждению и устранению тревожности можно дать:

  • старайтесь как можно реже использовать принудительные меры воспитания, вызывающие напряжение у ребенка;
  • никогда не употребляйте выражения типа “отдам тебя в интернат”, “уйду от тебя”, отнимающие у него уверенность;
  • не делайте ребенка невольным свидетелем семейных ссор, особенно по вопросам воспитания;
  • помогайте малышу свободно выражать свои эмоции, для чего поиграйте в подвижные игры.

Наталья ДЬЯКОВА,
медицинский психолог МУЗ “Новочебоксарская городская
детская больница”.