Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Поговорили, но на разных языках

6

В прошлом номере “Граней” на странице “Педагогика для всех” мы коснулись проблемы реструктуризации новочебоксарских школ. В недалеком будущем четыре из них (№ 1, 2, 10, 16) станут девятилетками. Не исключено, что процесс этот продолжится, и к названным присоединятся еще несколько учебных заведений.
В целом реструктуризация проходит спокойно, однако есть исключение. В школе № 16 учителя и родители учеников стали возмущаться, что их поставили в известность о предстоящей реорганизации только в начале мая (напомним, в образовательном учреждении отменен набор 10-х классов на следующий учебный год). 29 мая начальник управления образования Владимир Матвеев и его заместитель Александр Осокин встретились с педагогическим коллективом учебного заведения.
 

 Владимир Матвеев признал, что обсуждение вопроса явно запоздало. Вести его следовало в 2003 году. Тогда была принята программа реструктуризации по Чувашской Республике, годом позже по Новочебоксарску. Почему же для учителей она стала новостью? Вероятно, надеялись, что их школу реструктуризация не затронет.  О необходимости преобразований рассказал Александр Осокин. Он привел три аргумента. Первый — учащихся в новочебоксарских школах становится все меньше. В следующем учебном году их число сократится еще примерно на 700 человек. Как минимум в течение пятнадцати ближайших лет ситуация коренным образом не изменится. А для создания профильного класса нужно, чтобы в учебном заведении было не менее трех десятых классов. Второй — для всех старшеклассников следует создать равные условия доступа к качественному образованию. Воплотить в жизнь это получится только путем реструктуризации, с помощью базовых школ (в Новочебоксарске № 3, 5, 12, 17,18). Третий — девятиклассники смогут сделать осознанный выбор. Уже определены профили, которые введут в учебных заведениях, готова образовательная карта города.
 Как сообщил А.Осокин, при определении школ, подлежащих реструктуризации, учтено множество факторов. Например, динамика сокращения числа учащихся (в шестнадцатой она наивысшая)... Тем не менее переход решили осуществить плавно: одиннадцатиклассникам дана возможность доучиться в своей школе, и лишь после этого она станет девятилеткой.
 Учителя в свою очередь высказали свои аргументы. По их мнению, насильственный переход в другие школы не приведет ни к чему хорошему, вызовет проблемы в адаптации десятиклассников на новом месте. Многие недоумевали, почему шестнадцатой не разрешают сформировать из своих же четырех 9 классов два или три полноценных 10-х. Ссылались и на некоторый опыт прошлых лет в организации профильного обучения, и на активное возведение жилья в микрорайоне. “На самом деле, — заметил В.Матвеев, — основное строительство ведется все же в Юракове. А существовавшие в девяностых годах педагогические, юридические, медицинские классы нельзя назвать профильными”.
 А вот действительно весомый аргумент — кадровый потенциал школы. Из 54 педагогов лишь четверо не имеют квалификационной категории, большинство же — высшую и первую. Подавляющая часть учителей на ниве педагогики трудится от 10 до 20 лет. Считается, что этот период наиболее плодотворен.
 Разговор на встрече хоть и шел цивилизованно, без взаимных упреков, но, похоже, на разных языках. Представители управления образования говорили о проблеме общегородского масштаба, не желая вникать в проблему учителей, девятиклассников, их пап и мам. Педагоги, в свою очередь, видимо, не хотели слышать, что произойдет, если реструктуризацию не провести в ближайшие годы. Их волновали только нынешние девятиклассники да что скажут их родители.
Итог встречи оказался предсказуем. Владимир Матвеев сообщил, что уже подписал приказ о реструктуризации школы и изменить ничего нельзя. Педколлектив же принял резолюцию не соглашаться с решением управления образования, ходатайствовать о его пересмотре.
 Думаю, компромисса все же можно достигнуть, если дать шестнадцатой время привыкнуть к тому, что преобразования неизбежны. Допустим, отменить набор в десятые классы здесь не с нынешнего, а со следующего года, как предложил кто-то из учителей. Ведь в управлении образования сами ратовали за плавный переход.
Андрей СЕРГЕЕВ.