Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Страна глухих

10.05.2006
6

Несколько лет назад на российские экраны вышел фильм “Страна глухих”, потрясший зрителей своим сюжетом и достоверной игрой актеров. Но то кино. А знаете ли вы, сколько “жителей” этой “страны”, взрослых и маленьких, в нашем городе? Какие у них проблемы? Хотя для них все — проблема, ведь мы, говорящие (так они нас называют), не пускаем их на свою территорию, обрекая на информационный и чисто человеческий вакуум. На телеэкранах нет субтитров и сурдоперевода, а радио для них — безмолвная коробка. И если вы заткнете уши, то и на десятую часть не приблизитесь к ощущению глухого человека. Ведь вы-то слышите! 

Я и моя семья живем совсем рядом с этой “страной”. Наш сын, 22-летний красавец, бронзовый и серебряный призер чемпионатов России по армрестлингу, резчик по дереву 5-го разряда, ныне студент 2-го курса Чебоксарского художественного училища по специальности “живопись”, и есть житель “параллельной страны”. Он не слышит. Весь воспитательный процесс сына заключался в главной линии: никакой жалости, только равноправное общение. Ты — не инвалид, ты просто не слышишь.
Ох и нелегко было вначале, но нам всегда везло. В ближайшем детском саду открылась специализированная группа для неслышащих детей, в Чебоксарах — замечательная школа с удивительными и небезразличными преподавателями. Затем чебоксарское ПУ № 23, где с пониманием отнеслись к проблеме обретения специальности неслышащими детьми: преподаватели училища имели специальную подготовку по обучению глухих ребят и общению с ними. Здесь наш парень получил аттестат о среднем образовании, первую специальность. И, что немаловажно, три года постоянно общался и учился со слышащими детьми. Он на равных с другими ребятами участвовал в КВНах, спортивных и творческих соревнованиях, не делая скидку на недуг. А какой он танцор с потрясающим чувством ритма! Но в резьбе по дереву нет той динамики, так необходимой творческой натуре. И сейчас он — студент Чебоксарского художественного училища.
Когда мы пришли подавать документы, директор училища В.Сивов и замдиректора А.Баранов искренне удивились: как же будет учиться глухой студент среди слышащих ребят? Их поразило, что человек читает газету, но совершенно не понимает прочитанное! И он не сможет написать изложение?! Но такова специфика глухоты. Чтобы неслышащий мог понять определенный текст, нужно затратить немало времени, объясняя ему доходчиво каждое слово. И только тогда можно надеяться, что смысл текста понят. Грамотное же написание понятого — новая проблема.
Мы очень волновались, как отнесутся к нему однокурсники. Сам-то он всегда открыт для общения и давно не стесняется своего положения. А вдруг преподаватели обидят нашего почти двухметрового “крошку”? Те волнения давно позади. Парень — полноправный студент, ничем не отличающийся от сокурсников. Учеба каждый день приносит новые знания и радость общения. Периодически сын даже филонит, что, конечно же, огорчает.
Есть у нашего ребенка друг — бывший одноклассник Артем Карпов, студент 3-го курса МГТУ им. Баумана, будущий программист. Артемка — яркий пример огромного трудолюбия и целеустремленности. Он — бронзовый призер чемпионата Европы по бадминтону среди глухих в Швейцарии, серебряный призер чемпионата мира в Болгарии, бронзовый призер Сурдоолимпийских игр в Австралии, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России, представленный к государственной награде. Таких успехов может достигнуть не всякий здоровый человек. И это результат огромнейшего совместного труда как самого ребенка, так и родителей, преподавателей, тренеров.
Но наш парень и Артем — это, скорее, исключение. Проблема общения с окружающим миром для неслышащего человека — самая острая и насущная. И процесс “вливания” в него происходит обычно мучительно и болезненно. Эти проблемы не обходят стороной даже нашу семью. И тогда на помощь приходит О.Редько. Она на протяжении 15 лет мой старший друг, советчик и, если хотите, проводник в страну оглушительной тишины. Ольга Анатольевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ “Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих, слабослышащих и позднооглохших” № 32 г. Чебоксары. Всегда рядом и Антонина Ивановна Рахимова — учитель-дефектолог. Они знают ответы на все мои вопросы, которые никогда не заканчиваются. Вот что думают специалисты, более тридцати лет живущие бедами “своих” глухих детей и днем и ночью, по поводу самой главной проблемы глухого ребенка — общения.
“Постоянный, очень близкий (ближе не придумаешь) контакт с мамой часто порождает у глухих детей страх общения в большом пространстве, почти болезненную зависимость от взрослого, являющегося его ушами, а бывает, и головой. Вырабатываются только им понятные жестовые обозначения-подсказки, только губы близкого человека “говорят” для него.
С ребенком, как правило, приходит на занятие мама. Она смотрит и запоминает то, чему учим и советуем мы, записывает задания. Она одна занимается дома с ребенком по табличкам, знает его словарный запас и пользуется им. Остальные члены семьи ограничиваются тем, что показывают общепринятыми жестами или, проще говоря, тычут пальцем на какой-нибудь предмет, так и существуют на первобытном уровне.
Необходим ежедневный опыт общения с коллективом людей-единомышленников. Если бы каждый захотел понять и доходчиво донести слова и фразы до маленького человечка, отгороженного от окружающего мира стеной тишины! Огромная любовь, терпение и ум позволяют пройти через эту стену. Все три аспекта важны.
Не спорим, любовь — великая сила. Но повзрослевшему глухому ребенку мало, что ему просто с любовью заглядывают в глаза, гладят по головке, дают денежку. Если это умный глухой ребенок, такое поведение близких его ранит.
Замечательное определение счастью дал мальчик в одном известном кинофильме: “Счастье — когда тебя понимают”. Понимание проникновения в своеобразный, не похожий на наш мир очень обогащает. Глухой человек воспринимает окружающее под немыслимым для нас ракурсом, и за этим интересно наблюдать. Он гораздо дольше остается в наивном, чистом и непосредственном детстве. Мы, слышащие, подумав о чем-то или о ком-то, обычно не выдаем свою мысль в голом, первозданном виде. Мы ее причешем, пригладим, какую-то припрячем до поры, другую навсегда оставим при себе. У глухого человека все иначе. Не потому, что его не научили думать или дурно воспитали. Нет, просто иное восприятие мира...
Многие родители скрывают, что их ребенок не слышит. И дети знают об этом. Так воспитывается отношение к своему недугу, как к чему-то постыдному. Нужно отдавать отчет в сложности ситуации: если ребенок воспитывается в специализированных детском саду и школе, он становится своим в среде глухих, но очень редко может войти на равных в коллектив слышащих. И точно так же дети, прошедшие обучение в массовых учреждениях, часто не только не могут, но и не хотят приблизиться к глухим. До тех пор, пока мы не поймем, что здесь кроется трагедия, не меньшая, чем глухота, у нас нет права утверждать, что сделано все для помощи неслышащим. Необходимы комбинированные учреждения, где вместе учатся дети с нарушенным слухом и слышащие. Это реальная возможность сблизить ребят и помочь им по-настоящему узнать друг друга. Неслышащий человек вправе выбрать для себя мир, в котором он хочет жить, но при этом он должен знать, что существует и другой мир, и что он в нем не чужак, не пришелец.
Сегодня медицина вернуть слух не может, и потому, каких бы высот ни достиг ребенок, он остается неслышащим”.
И именно поэтому совершенно не понятно, почему медико-социальная экспертная комиссия снимает с неслышащих ребят инвалидность и лишает их пенсии. Особенно с тех, кто продолжает учиться в других учебных заведениях. Вместо того, чтобы увеличить денежное пособие в награду за стремление не поддаваться болезни, за желание овладеть новыми знаниями и профессией наравне со слышащими, здоровыми людьми, государство лишает их последней помощи. Это негуманно, жестоко и бездумно.       
Лена ЖЕНИНА.

Кстати
В чебоксарской специализированной школе для детей с нарушениями слуха обучаются 112 учеников (20 ребят из Новочебоксарска). За последние 15 лет эта цифра увеличилась в два раза.
Лишь у четверых ребят глухота — наследственное заболевание. Остальные потеряли слух по разным причинам, в том числе и в результате врачебной ошибки.