Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Юбилейная навигация шлюзового лоцмана

8

Позавчера в Чебоксарском районе гидротехнических сооружений и судоходства (ЧРГСиС) открылась 26-я навигация, а предприятию, эксплуатирующему шлюзы Чебоксарской ГЭС, исполнилось 25 лет.

Отличник речного флота России Николай Архипов на вахте. Фото Валерия Бакланова. 

Как раз в апреле 1981 года сюда устроился электромонтером Николай Архипов. Теперь те авральные дни Николай Алексеевич вспоминает с улыбкой, а тогда…
Шлюз к началу навигации едва успели достроить, гидрооборудование для маневрирования воротами и затворами было экспериментальное, незнакомое, электросхема неопробованная, поэтому неудивительно, что техника часто ломалась. Флот простаивал, сверху и снизу на рейде — до 400 судов. “Приходилось очень тяжело, в конце смены валились с ног, но работали дружно, — вспоминает Архипов. — Если случался сбой по механической части, электрики помогали слесарям, и наоборот.
Ребята были все молодые — 22-30 лет, с образованием. Главного инженера завалили рацпредложениями Саша Сафронов, Володя Крылов, Миша Качкин. Активно участвовали в освоении, модернизации оборудования механики Петр Смирнов, Дмитрий Черкашев, энергетики Владимир Васильев, Григорий Маряшкин, ветеран предприятия, до сих пор возглавляющий энергослужбу, Василий Борисович Кузиков.
Работу по реконструкции возглавили бывшие заместители руководителя ЧРГСиС Василий Овчинников и Владимир Баранов. (Первый сегодня руководит предприятием, второй — заместитель начальника Волжского бассейнового управления.) К началу навигации 1982 года оборудование и схемы управления были переделаны. Число сбоев снизилось с 600 до 25 за навигацию”.
В конце первого года работы Николаю Архипову, отмечая его ответственность, начальник вахты Евгений Серяков предложил постажироваться на проводке судов через шлюзы. Тот сдержанно согласился, а в душе ликовал — мечта осуществилась. Еще в 1971 году, оканчивая восьмой класс новочебоксарской школы № 1, Коля хотел поступить в Горьковское речное училище. Но за него специальность выбрал строгий отец. Парень, окончив ЧХМТ, стал киповцем. Отслужил в армии, поработал на “Химпроме” и “Промтракторе”, но река манила его.
Пройдя курс обучения и стажировки и сдав экзамены, Николай уверенно отдавал команды капитанам судов, как расположиться в камерах шлюзов. Можно до 9 небольших судов поместить, а если подошел состав с баржами, то он один занимает все пространство. Так и стал Николай Алексеевич инженером-диспетчером, потом начальником вахты. Его дело — поддерживать связь с судами, правильно располагать их в шлюзовой камере, зная осадку и габариты.
От опыта диспетчера и мастерства судоводителя зависит очень многое. В 80-е годы буксир “Сормовский”, последним зашедший в шлюзовую камеру, при закрытии ворот вдруг дал задний ход и кормой ударил створку нижних ворот. Целую неделю, пока не отремонтировали, ее приходилось закрывать с помощью катера.
Когда подходит состав, нужно держать ухо востро. В трюмах барж 8-16 тыс. тонн груза, такая громада поворачивается в шлюзе как слон в посудной лавке. В Перми подобный состав, не успевший погасить инерцию хода, снес несколько ворот многоступенчатого шлюза.
Сегодня Чебоксарский район гидротехнических сооружений и судоходства — один из лучших на Волге, и в этом есть заслуга и труд Николая Архипова. В 2004 году ему присвоено почетное звание “Отличник речного флота РФ”.  
Алексей МИГУНОВ.