Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

И Пушкина знать, и в Word'e набирать

9

В минувшую субботу все одиннадцатиклассники Новочебоксарска сдавали пробный экзамен по математике на основе технологии ЕГЭ. По сути, это была генеральная репетиция обязательного для выпускников школ всех регионов России единого госэкзамена. Помощь в проведении тренировочного тестирования и проверке работ  по просьбе городского управления образования оказал Центр новых образовательных технологий, руководит которым Галина Арзамасцева. Человек она настолько занятой, что с трудом выкроила время для встречи, а наша беседа с ней больше походила на блиц. Более пространным был лишь рассказ о вверенном ей учреждении, из которого, справедливости ради, тоже выделю суть.
Центр создан в 2003 году с целью обобщения современного (в том числе зарубежного) опыта в сфере образования и внедрения новинок на местах. В России это единственное учреждение в своем роде, оборудованное по последнему слову техники, обладающее богатыми медиа-ресурсами. Центр проводит мониторинг и оценку качества образования, ведет ЕГЭ, организует педсоветы и семинары, осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию. Старается, как образно заметила Галина Юрьевна, помочь современному учителю стать интересным его современному ученику: “Дети сейчас более продвинуты, они не боятся техники и с компьютером на ты. И как им уважать учителя, который, может быть, всего “Евгения Онегина” наизусть знает, но ни строчки из него не может набрать в Word,е?”

Директор Чувашского республиканского  центра новых образовательных технологий Галина АРЗАМАСЦЕВА. Фото Валерия Бакланова. 

 — Галина Юрьевна, опишите кухню единого государственного: выпускник приходит на экзамен, отвечает на вопросы теста... Что дальше?
— Ответы частей А, В и С (базового, повышенного и самого высокого уровня сложности) кладут в разные пакеты, на каждом единый штрих-код. Затем их направляют к нам, пропускают через сканер, и уже больше с подлинниками не работает никто. Электронные версии ответов по сети поступают на второй этаж Центра, на станцию верификации. Здесь на компьютерах проверяют качество “картинки” сразу нескольких работ. Допустим, в ячейке ответа на вопрос стоит точка, какая-то помарка, но не крестик, или он зачеркнут, специалист-верификатор замечает, что это не ответ, что ячейка пуста. Наоборот, если в ячейках стоят крестики, подтверждает их. И ни один верификатор не знает, чьи работы он смотрит.
Сначала обрабатываются данные С-пакетов, затем А и В (их проверяют в Москве, мы “ключей” не знаем) и самыми последними — пакеты с именами и фамилиями. Вся информация поступает по сети на сервер,  откуда отправляется  в Москву. И лишь там по штрих-коду все данные соединяются. В серверной, кстати, стоит видеокамера, если кто-то попытается что-то изменить, зафиксирует.
— То есть вмешаться в результаты тестирования...
— ...у нас практически невозможно.
— А на другом этапе? В школе, например.
— Конечно, когда работала в лицее, бывало, и ко мне подходили: “А не можете ли вы, Галина Юрьевна, помочь...” Я всегда говорила: “Нет!” Если кто-то занимается какими-то “помощами”, то это не я. Возможно, и в Центр меня пригласили потому, что мои принципы совпадают с  желанием нашего Министерства образования и лично министра сохранять информационную безопасность единого госэкзамена. В Центре во время проведения ЕГЭ установим шесть видеокамер, на втором этаже вводится режим секретности, выставляем милицейский пост и никого не пускаем.
— Что нового в этом году в ЕГЭ?
— Сейчас в основном идет отработка механизма. Пытаемся сдвинуть ЕГЭ в одну волну. Настраиваем выпускников, чтобы они сдавали ЕГЭ в школе, не ждали вузовских экзаменов. Например, в этом году у нас 14700 выпускников (кстати, в 2005-м было больше — почти 16 тысяч), из них 11 с лишним тысяч сдают русский язык, ведь этот предмет востребован на второй волне, то есть в вузах. Точно так же с обществознанием, историей — многие выбрали их для сдачи ЕГЭ. Одной волны, конечно, в этом году не получится, так как выпускники училищ, техникумов сдают экзамены позже, не попадают в школьную. В вузе предстоит пройти тестирование и вернувшимся со срочной службы в армии.
— А выпускникам прошлых лет?
— Их стали прикреплять к школам, в которых учились, и они могут сдать ЕГЭ вместе с нынешними выпускниками. В общем, все идет к тому, что скоро будет только одна волна.
— Насколько объективна, на ваш взгляд, оценка знаний учащегося методом тестирования?
— На обычном экзамене действует наш советский принцип: учитель проверяет, чему сам же научил. И может так проверить, что все “шестерки” получат. А внешняя экспертиза объективна. Я не знаю, чьи это ответы, вижу только то, что вот здесь  ребенок ничего не понимает, а вот тут соображает. ЕГЭ позволяет оценивать и работу педагога. Если в классе у учителя с какой-то темой смогли справиться 30 процентов учащихся, на следующий год  у него же среди выполнивших это задание опять 30-32 процента, то, наверное, директору школы есть резон подумать, в чем тут дело.
— Но выпускник может ставить ответы наугад и попадать в точку. Вы считаете, это объективно?
— Я считаю, что контрольно-измерительные материалы выстроены грамотно, с высокой степенью достоверности оценки знаний.
— Как выглядит Чувашия по результатам ЕГЭ на фоне других регионов?
— Наши результаты лучше средних по России.
— К слову, сколько школ смогут получить грант Президента России в размере миллиона рублей?
— В Центре сейчас просматривают присланные работы из 93 школ республики. Грант Путина получат 33.
— У новочебоксарских есть шансы на победу?
— Если бы от меня зависело, то раздала бы гранты всем шести, участвующим в конкурсе. Но решаю не я. Тем не менее, считаю, ваши школы получат если не финансовую поддержку Путина, то грант Президента Чувашии Н.Федорова в размере 200 тысяч рублей.
— Какие интересные мероприятия проводил Центр?
— У нас масса идей. В конце прошлого года провели три республиканские дистанционные олимпиады, в которых приняли участие около 1000 учащихся, причем ставилась цель не столько проверить знания, сколько приобщить ребят к новым информационным технологиям. Новочебоксарцы, кстати, себя очень достойно показали.
Состоялся дистанционный фестиваль проектов среди педагогов “Инновации – путь к обновлению образования”. К нам поступили 153 материала, сейчас просматриваем их. Из Новочебоксарска в фестивале участвовали гимназия № 6, школы №  8, 9, 10, 17. Все проекты присланы по Интернету, работы интереснейшие, к примеру, “Методика преподавания ИЗО на основе мультипликационной грамоты” из 8-й школы, “Интеграция в ХХI век” — 6-й, “Здоровье” — 10-й. А 25 апреля в рамках Яковлевских дней стартовала дистанционная ярмарка, связанная с творчеством поэтов и писателей Чувашии. Предоставили им возможность высказаться о любви к родине на родном языке. На сайте Центра выставили программу с чувашским алфавитом. Мы считаем, что чувашский язык пришел в Интернет и имеет на это право.
— По образованию вы...
— У меня два образования: биолого-химическое и психологическое. Преподавала психологию в 39-й чебоксарской школе. Была директором лицея № 1.
— А по призванию?
— Мне не нравится это слово. Я человек, который просто любит свою работу. Точно не функционер. Больше по душе творческая деятельность, нестандартные идеи. Сейчас, например, пытаемся объединить чувашский язык и Интернет, соединить лед и пламень. Язык-то древний, красивый, но, получается, люди не хотят на нем разговаривать, культура теряется. А если это в Интернете появится, интересно будет поработать, да еще за работу тебе и награду дадут. Разве это плохо?
— Учитель славен учениками. Кем стали ваши?
— Моя самая большая гордость — это учитель географии, один из лучших в Чебоксарах, Александр Кузнецов. Его ученица в этом году выиграла республиканскую олимпиаду. У него интересные образовательные проекты, Александр претендует на грант Президента России. Кто же думал четырнадцать лет назад, когда он курил за школой, на уроки психологии ходил через пень колоду, что потом придет в лицей и скажет: “Хочу работать”?
Еще один мой любимый ученик — Олег Алексеев. Он пришел к нам в школу в 9-й класс с тройками, был обыкновенным гопником, носил широкие штаны. Школу окончил с серебряной медалью, затем с отличием параллельно два факультета нашего педуниверситета. В этом году — аспирантуру при МГУ, преподает в Москве и заканчивает писать диссертацию. Замечательный парень.
Я обожаю и моих первых учеников из педкласса 5-й школы Новочебоксарска, тогда работала в комсомоле, но читала у них по субботам психологию и педагогику. Знаю, многие из них сейчас работают учителями.
— О личной жизни что скажете?
— У меня замечательный муж, очень его люблю. Он тоже учитель, но сейчас сотрудник в заповеднике. К сожалению, детей у нас своих нет, поэтому любим  чужих. Мы довольно своеобразная и забавная семья. Если одному хочется находиться в лесу, а другому в городе — пожалуйста. Между тем нежно относимся и помогаем друг другу. Наш принцип: супруги — это прежде всего товарищи и друзья.
— Свободное время чему посвящаете?
— Люблю читать и перечитывать.
— У вас есть мечта?
— Конечно, и даже две. Но вам я о них не скажу. Говорить о своих мечтах — значит терять их.        
Светлана СМИРНОВА.