Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Помчится земляк от звезды до звезды?

7

Чувашия — родина двух космонавтов: Андрияна Григорьевича Николаева (с. Шоршелы Марпосадского района) и Николая Михайловича Бударина (п. Киря Алатырского района). Кроме того, в Алатыре провел школьные годы еще один покоритель космоса — Муса Манаров.
Далеко не каждая республика может похвастаться воспитанием целой плеяды космонавтов. Но почему-то в день
45-летия первого полета человека в околоземное космическое пространство мучают вопросы. Неужели героем нашего времени стал человек с толстым кошельком? Поднимется ли еще уроженец земли чувашской к звездам и что делается для воспитания новых Николаевых и Королевых? Об этом беседа с руководителем республиканского героико-патриотического клуба “Отечество”, членом Федерации космонавтики России, бывшим ракетчиком Владимиром СЕНЧИХИНЫМ.

Руководитель клуба “Отечество”, член федерации космонавтики России Владимир Cенчихин. Фото Валерия Бакланова. 

— Владимир Анатольевич, как пришли к ракетам?
— В семь лет услышал о полете Гагарина, в одиннадцать сделал первую спортивную модель ракеты. В те годы все увлекались космосом повально. В пятнадцать лет мне в школе поручили руководить кружком, поскольку от малышей, желающих запускать ракеты, отбоя не было. С 1983 года, когда перевели на завод при космодроме Плесецк, часто встречался с соратниками Сергея Павловича Королева — инженерами, конструкторами, технологами. Первый космонавт, с которым познакомился лично, — Николай Рукавишников.
В 1990 году, уволившись из армии, приехал в Новочебоксарск и создал ракетно-модельный кружок. Наши успехи в деле строительства спортивных моделей, копий ракет и ракетопланов признали, и в 1997 году в Чувашии состоялось первенство России по ракетно-модельному спорту. Затем из-за проблем с финансированием все заглохло. Два года назад движение юных космонавтов стало возрождаться, и довольно быстро в Чувашии были созданы свыше 30 клубов.
— Небо республики снова бороздят модели космических кораблей?
— До полетов дело пока не дошло — из-за отсутствия микрореактивных двигателей (МРД). Они вроде просты: в бумажном цилиндре запрессованы специальный пороховой заряд и реактивное сопло. Кстати, наши МРД лучше американских. У них хлопок и полет по инерции, у нас из-за особого состава порох горит медленно, фаза разгона долгая, и ракета поднимается высоко. Затем спускается на парашюте. В дефиците двигатели. Привозил на завод имени Чапаева документацию и даже кое-какое оборудование через федерацию достал, но изделия не соответствовали стандартам и часто взрывались.
— Что привлекает детей в кружки юных космонавтов?
— Конечно, лидерство России в космических исследованиях вызывает гордость. Но о достижениях надо чаще и подробнее рассказывать. Кроме того, интересно изготавливать своими руками аппарат, который должен взлететь и невредимым вернуться.
Дорогие магазинные игрушки многим детям недоступны, так они их в кружке мастерят из пластика, рентгеновской пленки, бумаги. И те прекрасно летают. Кстати, модель ракеты нельзя делать из металла, это будет уже снаряд. Обычно 12 апреля  в Чебоксарах возле памятника Гагарину пускали ракеты, последний раз в 2001 году — копию первой ракеты Королева, прототип ФАУ-1.
— Занятия в кружках не просто забава. Слышал, их деятельностью интересуются профильные вузы.
— В ЦТДиЮ при содействии РОСТО создается Республиканский аэрокосмический центр им. Н.Бударина. Космонавт дал добро и обещал всяческое содействие, возможен его приезд в конце апреля на открытие. Здесь собираемся оказывать методическую помощь аналогичным детским организациям Чувашии, обучать актив, проводить соревнования, семинары, посвященные исследованию космоса, и готовить школьников к поступлению в вузы, специализирующиеся в области авиации и космонавтики, в первую очередь МАИ, КГТУ (бывший КАИ), КГУ. Дело в том, что с этими престижными учебными заведениями есть предварительная договоренность о возрождении олимпиад и фестивалей, где участники, набирая баллы, готовят себе основу для поступления без экзаменов или вне конкурса. К программе, возможно, подключится “Бауманка”, которая проводит всероссийский конкурс “Созвездие”, где участники представляют модели летательных и космических аппаратов, проекты и компьютерные программы по аэрокосмической тематике. Успех в нем дает преимущество при поступлении в элитный вуз. В этом году для участия в “Созвездии” мы с преподавателем ЦТДиЮ Сергеем Ижбараевым подготовили ученика школы № 9 Андрея Пудова.
— Деятельность подобных центров координируется?
— Их работу направляет Всероссийское аэрокосмическое общество “Союз”, возглавляемое космонавтом Александром Серебровым. Он ознакомился с документами и нашего центра. Александр Александрович согласился поддержать запланированные на лето занятия аэрокосмической школы на базе шоршелского музея им. А.Николаева. Там актив станет обучаться изготовлению моделей, методике “звездных” игр, написанию программ для получения грантов. Будем наблюдать звездное небо в телескоп. Правда, он нуждается в реставрации, которую обещал выполнить мой воспитанник, выпускник кафедры астрономии КГУ Эдуард Важоров. Там же, в Шоршелах, намерены подобрать команду для выезда в июле-августе по приглашению КГУ в обсерваторию.
Кстати, пора привести в порядок и наш планетарий в ЦТДиЮ. Юных коперников от телескопа не оттащишь, если он заработает.
— Выходит, кадры для авиационной и космической отраслей надо пестовать с детства?
— “Химпром”, почувствовав кадровый голод, взялся за старших школьников, готовя из них абитуриентов химико-технологических вузов. Для авиации и космоса следует начинать подготовку раньше. В 10-летнем ребенке надо зародить интерес, а 15-16-летнего юношу безоглядно увлечь тайнами Вселенной. Только одержимые мечтой, я бы даже сказал, фанатики, способны вершить великие дела. Многие преподаватели спецдисциплин утверждают, что студенты из числа бывших кружковцев, участников олимпиад в учебе, исследовательских работах на голову опережают неувлеченных сокурсников, хотя, может быть, поступили с отметками похуже, чем “отрепетированные” абитуриенты.
Кроме того, дети, занимаясь в кружках, способны решать реальные космические проблемы. Приведу пример. В 80-е годы конструкторы ломали голову над складированием мусора на станции “Мир”. Урна с крышкой не годилась. Отходы попросту не бросишь на дно, как на Земле. При открывании емкости в невесомости содержимое вылетало. Мусоросборник придумали дети. Вместо крышки предложили решетку из полиэтиленовых полосок. Внутрь рука с мусором проходит через переплетения, наружу вытаскивается, а содержимое не разлетается по станции.
В другом случае надо было решить проблему посадки космического корабля на Марс, если на поверхности жидкая среда. Причем это не вода, в атмосфере не воздух, и гравитация совсем не земная. Когда ребята
ознакомили специалистов с разработками, их тут же засекретили.
У детей нестандартное мышление. Порой они предлагают неосуществимые идеи, которые со временем оказываются реально выполнимыми.
— Можно надеяться, что какой-то юный новочебоксарец в недалеком будущем “помчится от звезды до звезды”?
— Будем всемерно способствовать этому. В школе № 11 уже шесть лет по договору с Московским институтом геодезии и картографии готовят выпускников для поступления в этот вуз, чьи специалисты работают по космической тематике. Оказывается, ректором там летчик-космонавт Виктор Савиных. Для
укрепления связей мы предложили присвоить имя героя космоса новочебоксарской школе. Виктор Петрович пока не дал согласия, но и не возражал, думаю, ему было приятно такое предложение. Что точно нравится ректору, так это качество подготовки наших ребят, о чем он высказался совершенно определенно.   n
Алексей МИГУНОВ.

Справка
Владимир Сенчихин родился в 1954 году в Грозном в семье военного. По окончании школы в 1971 году поступил в Орджоникидзевское зенитно-ракетное командное училище войск ПВО. С 1983-го служил на механическом заводе космодрома Плесецк. В 1990-м уволен в запас по состоянию здоровья. С 1986 года член Федерации космонавтики России, занимается пропагандой знаний аэрокосмической тематики среди детей и молодежи.