Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Не американцам играть русскую классику

9

Мы приехали в “Сеспель” за 20 минут до назначенной встречи с народными артистами России Натальей Гвоздиковой и Евгением Жариковым. Случилось так, что их машина за несколько мгновений до нас подъехала к дверям кинотеатра. И мы, конечно же, не могли упустить такую удачу. Недолгие переговоры — и супружеская пара соглашается побеседовать с корреспондентом “Граней”.

Народные артисты России Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. Фото Dалерия Бакланова. 

— Евгений Ильич, можно сказать, что актеры старшего поколения сегодня востребованы?
— Не очень. Мы ограничиваем свое участие в съемках и из-за того, что очень уж неинтересный материал. Тратить свою жизнь на повторение?.. Мне предлагают одних генералов, Наташе — учительниц. Я уже сыграл и маршалов, и даже генералиссимуса Сталина в фильме “Троцкий”.
К тому же артист занят не только в съемках. Есть спектакли, концерты, в том числе литературные. Мы читаем стихи, поем песни, встречаемся со зрителями... А сниматься продолжаем. Недавно прошел по телевидению четырехсерийный фильм “Золотая медуза”. Я сыграл наркобарона — человека необычной судьбы. У Аллы Суриковой снялся в роли хитрого обывателя, наворовавшего денег, купившего семь бензоколонок, бабника и алкоголика.
— Есть роль, принесшая наибольшее удовлетворение?
Е.Жариков: Если человек бывает удовлетворен, ему пора на покой. Или он дурачок. Мы до сих пор считаем: главные роли впереди.
— Наталья Федоровна, фильм “Большая перемена” собрал замечательный актерский состав, который, чувствуется, связывала не только работа, а дружба. Эти отношения сохранились?
— Да. Два года назад в Доме кино мы отметили тридцатилетие нашей картины. И все, кто жив, пришли. Был битком набитый зал. Судя по реакции зрителей, картина любима до сих пор.
— Что вам известно о судьбе Михаила Кононова — Нестора Петровича по фильму?
— С Мишей видимся крайне редко. Его и в Доме кино не было — заболел. Обычно мы встречаемся в Союзе кинематографистов, когда приходим платить членские взносы. “Привет — привет”, этим общение и ограничивается. Если встречаешь человека раз в три-четыре года, подходить с вопросом “Как у тебя дела?” неловко. Я вижу по внешнему виду, что не очень хорошо. Слава Богу, жив. Конечно, актер потрясающий. Хотелось, чтобы был востребован. Недавно видела его в небольшой роли в фильме Глеба Панфилова “В круге первом”.
— Оцените, пожалуйста, состояние нынешнего российского кинематографа.
Е.Жариков: Как принято говорить, он возрождается. Только с некоторым перекосом к мыльным операм, отличающимся слабой драматургией, в которых мелькают одни и те же лица. Сюжеты, герои высосаны из пальца. Все даже не вторично — третично. Но есть и хорошие молодые режиссеры.
Н.Гвоздикова: Вон Федя Бондарчук какую картину снял (“9 рота”. — Авт.). К ней можно относиться по-разному, но человек рассказывает о войне, о которой и сегодня стараются как можно меньше говорить. Теперь планирует закончить фильм отца “Тихий Дон”, пролежавший много лет. Картина вызовет массу споров хотя бы потому, что в ней снимаются иностранные артисты. А мы уже поняли, американцы никогда не смогут сыграть русскую классику так, как наши актеры.
Мы живем сейчас совсем в другом времени, мире. И очень жаль, что наши артисты не были использованы в том же американском кино. Алла Ларионова у нас прозябала, а там могла бы блистать.
— А вы какую роль не сыграли?
Н.Гвоздикова: Комедийную. Леонид Иович Гайдай мне все время говорил: “У тебя серьезные глаза, мне нужны глаза дуры. Можешь сыграть такие?” Я пробовала. Не получилось. А Женя вот снялся у него в двух картинах. Завидую.
Мечтаю сыграть в комедии-сказке. Очень жалко, что у нас так печально обстоят дела с детским кинематографом. Мы три года назад сняли детскую картину “За тридевять земель”. В ней играют Лев Дуров, Валентина Талызина, Валечка Никулин (царство ему небесное), Боря Химичев. Снимались практически бесплатно, понимали, что такие фильмы детям нужны. К чему Гарри Поттер, какие-то мазилки-чумилки, когда у нас есть Соловей-разбойник, Баба-Яга, Змей Горыныч? Они присутствуют в фильме, и каждый раз наши режиссеры с боем добиваются показа картины хотя бы по телевидению.
— Без ностальгии о прошлом жизнь немыслима?
Н.Гвоздикова: В принципе, да. Прошлое у каждого есть.
Е.Жариков: Почему ностальгия? Память.
Тут наш разговор прервался. Со словами “Пора начинать” Евгений Ильич и Наталья Федоровна направились в зал. Беседа продолжилась, но уже с участием зрителей.
— Наталья Федоровна, кем вы мечтали стать в детстве?

— Хотела быть врачом-стоматологом. И должна сказать, что бывают моменты, когда говорю: лучше бы я была им. Без него никому из нас не обойтись. А без артиста можно.
Но мне грех жаловаться на свою профессию, на свою жизнь, потому что я всегда была востребована. Мы с Женей работаем, ездим много не только по нашей бывшей стране — СССР, но бываем и за рубежом.
— Расскажите о сыне.
— Нашему сыну в этом году исполнилось тридцать лет. Федор учил французский, английский языки, окончил иняз. Но по профессии не пошел, занят в оборонной промышленности.
В доме часто бывают молодые ребята. Они предпочитают сидеть на кухне и пить чай или, что хуже, пиво. Я балдею от того, сколько они выпивают этого напитка. Говорю, вам вместо стульев нужно поставить унитазы, чтобы процесс шел сразу. В отличие от меня все знают иностранные языки. И, когда вхожу на кухню, чтобы узнать, о чем говорят, они переходят на английский, французский или испанский. Я начинаю хитрить. Даю говорящему попугаю задание: “Петруша, подслушай. Потом мне все расскажешь”.
— У кого и с кем вы учились?
— Нашими с Женей педагогами были Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова. Помню, Герасимов говорил: “Любите свою профессию. Если вы выходите на съемочную площадку, должны быть готовы ко всему, кого бы вы ни играли, что бы вы ни играли и что бы вы ни делали. Главное, чтобы зрители, которые будут смотреть ваше кино, ваши роли, вам верили”.
Я училась с совершенно замечательными ребятами — Толгатом Нигматуллиным, Колей Еременко. Из восьми девочек были четыре Наташи — Аринбасарова, Бондарчук, Белохвостикова и я. С Наташей Бондарчук в институте были хорошие отношения, и сейчас дружим. Буквально недавно она закончила часть картины о Пушкине. Сняла дуэль и смерть поэта и очень сильно заболела.
А несколько дней назад в Центральном доме актера мы отметили 65-летие Евгения Ильича. Из его однокурсников не было никого, хотя курс у них потрясающий. С ним учились Сергей Никоненко, Николай Губенко, Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, Лидия Шукшина, Лариса Лужина, Галина Польских. И никто по разным причинам не смог прийти. А моя Наташечка Бондарчук пришла, больная, на уколах, поздравила и пригласила Женю на съемки в свою следующую серию.
— Не припомните интересный случай на съемках?
— В кино бывает очень много всего смешного. Тогда мы снимались на старом Арбате в картине “Рожденная революцией”. Фильм очень серьезный, в каждой серии умирают люди, погибают бандиты. Объявили перерыв. Нас обычно кормили обедом, а тут что-то не получилось. Самый разгар лета, рядом кафе “Прага”. Подхожу к Жарикову. Он в гриме, в генеральской форме, пожилой, представительный. Говорю: “Проведи, как генерал, в кафе. Меня, себя, гримера и художницу по костюмам”. Он: “Ну, ладно. Пошли”. Подходим к кафе — народу масса. Стоит человек — метр с кепкой, распоряжается: вы — направо, вы — налево. И вдруг — генерал! Дядька вытянулся: “Товарищ генерал, пожалуйста, проходите”. Нас не хотел пускать, а Женя: “Они — со мной”. Быстро накрыли столик. Пообедали, оставалось 15 минут, подумала: посидим, чайку попьем, погуляем по Арбату. И тут Женя давит мне под столиком ногу своим 43-м размером: “Посмотри вокруг”. Несколько милиционеров и военных подозрительно наблюдают за нашим столом: Женя-то сидел в военной форме образца 1948 года. Поняли, что можем влипнуть в историю, быстро расплатились и побежали на съемочную площадку.
— С каким чувством вспоминаете фильм “Рожденная революцией”?
— Я хочу посмотреть его от начала до конца, потому что ни разу не видела целиком.
Такие роли, которые охватывают огромные временные периоды, — просто сказка для артиста. Мы побывали и в нэпе, и на войне... Сниматься было безумно интересно. И когда нашу картину выдвинули на соискание Государственной премии СССР, мы, честно говоря, не думали, что получим, потому что были очень мощные по тому времени картины.
Я в Кремле бывала много раз и встречалась с руководителями страны, но в таком качестве — награжденной — впервые. Все по-другому. Когда вручили медаль, мне все хотелось на нее посмотреть — какая она? А неудобно: я сидела в первом ряду. И ведущий — замечательный артист Борис Чирков — прервал церемонию и сказал: “Давайте дадим нашим лауреатам посмотреть на их премии”. Я не соображала, кого еще награждали. Для меня ничего не существовало, все косила глаза на медаль.
— Наталья Федоровна, чем вы сейчас заняты?
— Недавно снялась в многосерийной картине “Парни из стали”, где я опять сыграла учительницу. Согласилась сниматься у режиссера, с которым училась вместе в институте. Говорят, будет продолжение. Но моей героини там уже нет — погибает.
Надо сказать, что в институте учат многому, в частности, умирать. Актеры — очень эмоциональные люди. У меня три работы в кино, где героини мои гибнут. И ни одна роль для меня не прошла бесследно: остается на сердце рубец, что-то неприятное в душе.
— Вы реагируете на публикации в желтой прессе?
Е.Жариков: Нет. Мы не читаем ее. Если случайно попадается на глаза — отбрасываем.    
Светлана ИСАЕВА.