Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Я б в рабочие пошел. Но... не престижно

15.03.2006 /
7

Эльдорадо Вольтера... Идеальное государство, где абсолютно все люди заняты трудом, а безработицы не существует. К сожалению, это лишь миф, утопия. Увы, реальная ситуация на рынке труда в мире и нашей стране, в частности, оставляет желать лучшего. Особенно тяжело приходится молодым специалистам, окончившим недавно вузы и не имеющим опыта работы. Не позавидовал бы я, признаться, и экономистам с юристами. Многовато их стало даже для такой большой страны, как наша.
Возможно, мои слова покажутся читателю не очень убедительными. Что ж, пусть выскажется специалист — директор ГУ “Республиканская молодежная биржа труда” (не путать с частной организацией “Молодежная биржа труда”, не имеющей ничего общего с ГУ) Юлия АЛАНОВА.

 

— Юлия Валерьевна, чем, на ваш взгляд, руководствуется нынешняя молодежь при выборе специальности?
— Недавно мы разместили на нашем сайте опрос: “Что повлияло на ваш выбор профессии?”. Часть молодых людей призналась, что послушалась совета родителей, друзей, учителей. Были и такие, кто определился со специальностью самостоятельно. На вариант “Помогли занятия по профориентации”, к сожалению, практически никто из респондентов не обратил внимания.
Мы пытаемся восполнить этот пробел. Вместе со студентами Чебоксарского филиала Московского государственного социального университета (согласились нам помочь) выезжаем в некоторые школы и проводим среди старшеклассников тестирование по профориентации.
— Что бы посоветовали родителям, которые очень часто решают за своих детей, кем им быть?
— Не надо спешить подавать заявления в вуз. Сначала советую обратиться в центры занятости и узнать, какие специальности востребованы. Но этого недостаточно. Следующий шаг: определите способности ребенка при помощи профдиагностики, а потом уже учитывайте его желания. Именно так подходят к выбору профессии в Германии. У нас же, в России, наоборот: сначала интересуются, чего хочет подросток, затем задумываются о его потенциальных возможностях, а порой вообще не придают им значения. Да и ко мнению ребят часто не прислушиваются. Большинство мам и пап обычно хотят пристроить свое чадо туда, куда позволяет кошелек. В результате отправляют его на невостребованные специальности, чтобы позже он пополнил ряды безработных.
— На рынке труда по-прежнему ощущается переизбыток экономистов и юристов?
— К сожалению, да. Одна из основных проблем в том, что существует разрыв между спросом и предложением. Молодые люди непременно хотят быть менеджерами, экономистами или юристами, тогда как больше 70 процентов заявок от руководителей предприятий поступают на рабочие профессии. Причем обещают довольно хорошую зарплату. Но... вакансии остаются “не закрытыми”.
Престиж рабочих специальностей низок. Это общая тенденция по стране. А корни проблемы надо опять-таки искать в неправильной профориентации. Ведь если бы у нынешних выпускников вузов определили их потенциальные возможности, а не желания, еще в школе, не приходили бы они к нам и не просили устроить “куда-нибудь, но только не по специальности”. А для чего учились пять лет?! Очень жаль, что для многих важна только корочка.
— Сколько молодых людей ежегодно обращается на молодежную биржу труда?
— В 2005 году у нас на учете состояли 6450 человек. Из них около четырех тысяч — молодые люди после вузов, ссузов, школ. Остальные — студенты. В 2004 году и тех, и других было примерно поровну.
— На какие вакансии может рассчитывать студенческая молодежь?
— Ей мы предлагаем работу со скользящим графиком. Например, студенты могут попробовать себя страховыми агентами, промоутерами, торговцами, представителями, сторожами. Скоро начнем набирать молодежь в студенческие трудовые отряды: педагогические, сельскохозяйственные, строительные, сервисные. При республиканской молодежной бирже труда создана общественная организация “Штаб студенческих трудовых отрядов”. Прошлым летом в более ста СТО трудились 3500 человек из различных вузов республики. Ребята выезжали и за пределы Чувашии: Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Алтай.
— На базе вашего учреждения создана еще одна организация — “Перекресток”.
— Она объединяет социальных педагогов, психологов из вечерних школ, центров реабилитации, профучилищ, в общем, тех, кто работает с молодежью группы риска, чтобы помочь ей найти себя, трудоустроиться.
— Недавно, насколько я знаю, вас поддержал европейский фонд “Тасис”.
— В конкурсе Европейского Союза мы выиграли грант. Наши специалисты должны поехать в Германию, где немецкие эксперты проведут один из пяти обучающих семинаров, остальные состоятся в Чебоксарах. Кстати, с немецкими партнерами мы сотрудничаем с 2002 года. За это время провели молодежный обмен. К нам на две недели приезжали работать 10 немецких ребят, а мы в свою очередь отправили 16 человек в Германию. Это были учащиеся вечерних школ, лицеев, колледжей и профучилищ. Они проходили практику по своим специальностям, а также трудились на стройке и в столовой.
Цель нашего проекта: изучить опыт социальной работы в Германии. Нам интересно, как там решают проблемы подготовки кадров и трудоустройства молодежи.  
Павел КОШКИН.