Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Мона Лида

17.02.2006
7
Портрет изображает совершенно определенного человека
со всеми свойственными именно ему особенностями.
Портрет заглядывает в сокровенные глубины
человеческого мира, носит обобщающий характер.

Хеннес Руиссинг. “Полный курс масляной живописи”.   Я сижу у “мольберта” — горой чистой бумаги — и понимаю, какая ответственность лежит на моих плечах: я хочу писать портрет. Он не должен быть выдержан в монохромном (однотонном) спектре, техника “алла прима” или “сфумито” (с размытыми контурами) тоже не очень подходит. Пожалуй, я выберу способ многослойной живописи…

Лидия Ивановна Ключникова.  Фото Валерия Бакланова. 

 

Мазок первый. Пролог
О, я не могу быть беспристрастной в своем рассказе, так как его героиня не просто моя знакомая. Мне посчастливилось двенадцать лет проработать с ней в одном коллективе, просто кишащем неординарными, яркими, творческими личностями. И одной из самых ярких, несомненно, была она — Лидия Ивановна Ключникова.
Мазок второй. Истоки
Лидочка, тогда еще Егорова, родилась и выросла вместе с братом и сестренкой в селе Астрадамовка Ульяновской области (почему-то сразу возникает ассоциация с Нострадамусом). Мамочка Галина Васильевна, папа Иван Владимирович, прошедший войну, уникальная бабушка Анна Дмитриевна, необыкновенной души крестная… Лидия Ивановна перебирает фотографии, и слова, полные любви, льются из самого сердца.
Мазок третий. Студенты
На химфаке Куйбышевского политехнического института Лида Егорова и будущий муж Саша Ключников учились в одной группе. Свое студенческое братство они сохранили на долгие годы, встречаясь с бывшими одногруппниками через 10, 20, 30 лет. Вот только становится их все меньше и меньше.
Я держу в руках фотографию тех лет — красивая девушка, в глазах искринка, на губах улыбка. Вы скажете, мы все в молодости были красивыми. Не спорю. Но все ли пронесли юношеский задор через годы?
Мазок четвертый. Работа
В Новочебоксарск молодая семья Ключниковых приехала в 1971 году по распределению на химкомбинат. Лидочка сразу попала в проектно-конструкторский отдел (ПКО).
Я просто обязана заострить ваше внимание на таком явлении, как ПКО. Это был уникальный живой организм, заряженный энергией молодых. Его задора с лихвой хватило и мне, пришедшей туда в начале 90-х. Отдыхали конструкторы с таким же энтузиазмом, с каким работали. Художественная самодеятельность, литературные вечера, интеллектуальные викторины, туристические поездки...
Одна, с семьей, друзьями и коллегами Лида объездила всю Прибалтику и Украину, поднималась в горы, спускалась в пещеры. Сочи, Сухуми, Пятигорск, Туапсе, Ленинград, Золотое кольцо… Я от души позавидовала этому списку.
Мазок пятый. Семья
Они вместе уже более тридцати лет. Только Лида уже Лидия Ивановна, а Саша никакой не Саша, а Александр Михайлович.
Я-то сама главного Ключникова не то чтобы побаиваюсь, но что-то около того — уж очень суров. Ну а каким еще должен быть начальник важного цеха и глава семьи? Наверное, таким. По наивности я думала, что Александр Михайлович только руководит производством, а он, оказывается, заядлый рыбак и охотник.
Единственный и неповторимый сын Алешка родился уже в Новочебоксарске. Вся жизнь сего отрока прошла на глазах одного поколения конструкторов. Они надрывали животы, слушая о проделках мальца. Наследник вырос упорным, как отец. Он ставил перед собой цели: поступить на экономический факультет ЧГУ, жениться на Наташке, окончить университет с красным дипломом, заматереть в армии, стать банкиром.  И добивался, несмотря ни на какие препятствия.
Когда у Лидии Ивановны появился внук Костик, уже новое поколение конструкторов, и я в том числе, хохотало над проделками малыша. А время идет, и вот уже Костик, положив руку на плечо бабушки, которую перерос сантиметров на 20-30, улыбаясь, говорит: “Мой маленький друг”. А в глазах искринка…
Мазок шестой. Горница
Вы бывали в настоящей горнице? Я вас туда приглашаю. Это уютное семейное гнездо. Вам сразу захочется зарыться в кучу красивых и ярких подушек на диване, а кому не хватит места, могут разглядывать все вокруг. Умелые руки хозяйки постарались на славу: кругом оборки, бантики, вазы и вазочки, цветы и цветочки, картины и картинки, забавные подарки друзей и подруг. И все к месту, и все создает уют.
А вот и стол, конечно же, красиво сервирован. Обязательно салфеточки, вазочки, тарелочки и рюмочки. Обычные свекла и морковка лежат в тарелке маленьким шедевром, а апельсины похожи на полураскрывшиеся лилии. Прозаичная селедка в окружении зелени и цветов из лимона вызывает аппетит не хуже осетра, а от янтарной картошечки идет ароматный пар… Не знаю, как  у вас, а у меня просто свело желудок и началось обильное слюноотделение.
О хлебосольности хозяйки не легенды слагают, а говорят чистую правду. Я из-за стола еле выползла. Ну, не смогла удержаться, не смогла…
Мазок седьмой. Ассоциации
Чтобы портрет, создаваемый из фактов и моих ощущений, не выглядел однобоко, я решила провести опрос подруг и бывших коллег. Всем своим респондентам я задавала только один вопрос: “Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании “Лидия Ивановна Ключникова”?”
У меня-то самой рот непроизвольно расплывается в улыбке. И первая реакция всех собеседников была точно такая же. Послушайте, что звучало. Обаятельнейшая женщина, легка в общении, радушная хозяйка, иронична, доброжелательна, поэтична, интеллигентна, скромна, эрудированна, хочется к ней прислониться, все у нее с изюминкой. Остра на язычок. Шаль через плечо, шляпка; рюшки, бантики, брошки. Необыкновенная.
Примечателен тот факт, что практически никто не повторился, создавая многогранность образа. Портрет получился не хуже “Моны Лизы” кисти Леонардо да Винчи. Ну просто “Мона Лида”.
Мазок восьмой. Утонченная натура
Я знала, что в выходные в театре оперы и балета Лидия Ивановна слушала “Хор Турецкого”. И на вопрос о впечатлении и ощущении у нее просто вырвалось: “Моя душа улетела на небеса!”
Мазок девятый. Богиня рифмы
Это будет неполный портрет героини, если я не напишу хотя бы двух слов о такой ее уникальной способности, как рифмоплетство. Да-да, она плетет рифмы так, как я вяжу на спицах — легко и непринужденно. Ее острый глаз и еще более острый язычок подмечают все тонкости вашей натуры. Но я не знаю обиженных, все считают за честь попасть под ее перо.
…Ведь сто коллег — сто ярких образин.
Кто принудительно, а кто и добровольно,
Но под перо все встанут, как один!

Мазок последний. Эпилог
Она чуть не плакала в телефонную трубку, умоляя меня ничего не писать. Но я была непреклонна. Ведь будет несправедливо, если вы никогда не узнаете, что в нашем маленьком городе есть своя мона Лида.          n
У мольберта стояла Лена ЖЕНИНА.