Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Обед... наперегонки

15.02.2006 /
7

Самое шумное место в школе, конечно, столовая. Со звонком в ее двери влетают первоклассники, заблаговременно пришедшие строем под надзором классной руководительницы. Пока помоют руки (если учителю удастся заставить), расхватают булочки с подноса, отберут стул у соседа и сообразят, как половчее выловить изюм из компота, пройдет минут пять. На сам процесс пережевывания и глотания пищи останется минут семь — перемены на обед в большинстве новочебоксарских школ длятся четверть часа (в некоторых, например, в школах № 5, 14, десять минут), а нужно еще успеть дойти до класса, приготовиться к следующему уроку. 

Перекусить на ходу — привычка многих школьников. Фото Ольги Ласточкиной. 

 

Малыши (особенно ученики 2-5 классов, уже приученные спешить) в этот срок, как правило, укладываются: глотают, что повкуснее, остальное — в мойку. Старшеклассники, которые ходят в столовую уже не по воле родителей, а по собственному желанию, хотят, как правило, поесть “нормально”, то есть не спеша. Сделать это весьма затруднительно: учитель с предыдущего урока задержал, на следующий опаздывать нельзя — без замечания не обойдется. Учитывая, что и накрыть столы не всегда успевают вовремя, обед приходится уминать в пять-семь минут. Соревнование “кто быстрей: ты или звонок?” повторяется ежедневно.
Между тем более 10 процентов новочебоксарских школьников страдают от заболеваний желудочно-кишечного тракта. Как скороедение отражается на состоянии здоровья?
Вот что думает по этому поводу врач-гастроэнтеролог Новочебоксарской детской городской больницы Валентина ПОТЕМКИНА: “Всем известно, как важно тщательно пережевывать пищу. Чтобы нормально пообедать, ребенку требуется не менее двадцати пяти минут. Особенно опасно “быстрое питание” для людей с больным желудком или кишечником. Оно может вызвать воспалительные процессы в организме. Если же здоровый ребенок постоянно торопится во время еды, то он рискует стать пациентом моих коллег-гастроэнтерологов”.
Необходимо увеличить перемены, считают некоторые. Однако сами школьники, особенно старшеклассники, против такого решения проблемы — они и так возвращаются из школы не раньше 14-15 часов, а впереди еще различные подготовительные курсы, визит к репетитору...
Может, лучше вовсе не есть в школе? Так поступали во время холодов в первой: столовая и буфет не работали, зато перемены длились пять минут, и в 12.20 уроки у первой смены уже заканчивались. Получается, старшеклассники проводили в школе всего четыре часа. Врачи считают, что именно столько должен длиться перерыв между приемами пищи. Дома позавтракали, вернулись — пообедали.
Но не закрывать же столовые во всех школах! Выходом могла бы стать одна большая, скажем, получасовая перемена (или две по
25 минут). Это поможет, если школьная столовая способна за один-два раза вместить всех желающих пообедать. Далеко не все учебные заведения имеют такие условия, а значит, проблема остается пока неразрешимой, и врачам-гастроэнтерологам следует ждать новых пациентов.  n
Анастасия БАЦУЕВА.


По правилам и нормам
Устанавливая длительность перемен, школы должны исходить из “Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях...” (СанПиН 2.42.1178-02). В пункте “Требования к режиму образовательного процесса” сказано: “Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 30 минут, вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая”.
В пункте “Требования к организации питания” о времени, которое необходимо школьникам на еду, ничего не говорится.

официальное мнение
Владимир МАТВЕЕВ, начальник управления образования:
— Устраивать одну или две большие перемены в учебных заведениях не получится, так как все желающие не смогут поесть в один-два захода. Считаю, отведенных на обед пятнадцати минут (не десяти и не пяти!) детям вполне должно хватить. Задерживать ребят с урока учитель не имеет права. Парадоксально, но учителя, ученики и даже родители против “длинных” перемен.