Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Три кита профильного обучения

15.02.2006 /
7

В прошлом выпуске “Педагогики для всех” (“Грани”, № 16-18 за 26 января) мы рассказали о предпрофильном обучении девятиклассников, сейчас настало время поговорить о профильном в 10-11 классах.

базис, профиль, электив
Педагогические коллективы новочебоксарских школ имеют опыт организации профильной подготовки в классах с углубленным изучением предметов, гимназических и лицейских. Однако сама идея раньше сводилась к расширенному  курсу преподавания  отдельных предметов. На современном же этапе стало возможным более полно учитывать интересы, предпочтения и способности учащихся. Новый базисный учебный план предоставляет гораздо больший выбор.
Расскажу подробнее. В каждом профильном классе ребята будут изучать обязательные базовые учебные  предметы (русский и иностранный языки, литература,  математика, история…).  Одновременно учащимся предложат профильные дисциплины. Это углубленные курсы, которые и определяют профиль обучения. Кроме базовых и профильных каждый старшеклассник  будет изучать по выбору   элективные (близкие к изучаемому профилю) учебные предметы. Возьмем, к примеру, информационно-технологический профиль. Сколько и по каким предметам будут уроки у учеников такого класса? Базисно они станут изучать русский язык (1 урок в неделю), литературу (3 часа), иностранный язык (3 часа), профильно — математику (6 часов), информатику (4 часа). Кроме того, профильные предметы усилены элективными курсами (5 часов). Будущие инженеры могут изучать такие дисциплины, как “Чтение технологической документации”, “Основы защиты информации” либо другие.
Другой пример. Учащиеся, выбравшие филологический профиль, тем не менее базисно изучают математику (4 часа), профильно — русский (3 часа), литературу (5 часов), иностранный (6 часов), второй иностранный
(2 часа). Кроме того, филологам предоставят выбор из нескольких элективных курсов. Они у гуманитариев уже другие, составлены из специализированных дисциплин, таких, как “Жанры художественного текста”, “Ораторское искусство”. На это отведены 3 урока в неделю.
Перечень возможных курсов, предлагаемых старшеклассникам,  не ограничен, что расширяет выбор. Особенности электива — его краткосрочность и ориентированность на научно-исследовательскую деятельность. Элективные курсы различных профилей разрабатывают педагоги школ. Подходят они для учащихся или нет, определяет управление образования. В нынешнем году экспертизу прошли более ста элективных программ.
А если не определился?
Опыт работы позволяет сделать вывод, какие профили образования наиболее востребованы в нашем городе. Их четыре: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и информационно-технологический.   Одновременно в Новочебоксарске сохраняется сеть обычных (непрофильных) классов, где смогут продолжить образование (10-11 классы) учащиеся, не определившиеся с профилем обучения или не имеющие достаточной подготовки. Таким образом, всем выпускникам девятых классов, желающим получить полное среднее образование, предоставится такая возможность, естественно, при успешном обучении. До завершения этого учебного года в каждую школу города поступит информационно-образовательная карта Новочебоксарска, в которой содержится общая характеристика образовательной сети. Это поможет выпускникам
9 классов выбрать учебное заведение и профиль обучения.
без реструктуризации
не обойтись
Профилизация образования на современном этапе невозможна без реструктуризации сети образовательных учреждений. Ежегодно количество учащихся в школах города уменьшается более чем на тысячу человек. Через четыре года более половины школ будут насчитывать лишь от пятисот до шестисот учеников, остальные — от  семисот до восьмисот. Число десятиклассников сократится наполовину.
Традиционная система образования в таких условиях не может гарантировать качественное образование. Вряд ли получится сформировать в каждой школе профильный и общеобразовательный (непрофильный) классы. Не удастся обеспечить  каждое учебное заведение необходимым количеством педагогов,  готовых вести профильные предметы и элективные курсы на надлежащем уровне. Обеспечить качественное образование возможно только при концентрации ресурсов в отдельных учреждениях. Для этого будут определены базовые школы профильного образования и  школы с профильными классами. Часть других учреждений поменяет статус, они станут школами-“девятилетками”.    
Профилизация образования — сложный процесс. Он касается всех:  учителей, учеников, родителей.   Как и перед любым нововведением, следует сначала все тщательно обдумать, проверить и проработать.  Этим сейчас и занимаются педагогические коллективы школ.                  n
Валентина ТРОИЦКАЯ,
главный специалист управления образования.