Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Он существует, гормон счастья

8

Людей этой профессии не наберется в городе и десяток. Такая вот дефицитная специальность. А с другой стороны, и невостребованная, хотя, казалось бы, для спортивного Новочебоксарска сложившаяся ситуация — нонсенс. Судите сами. Во врачебно-физкультурном диспансере, в нынешнем году отмечающем свое тридцатилетие, всего два спортивных врача. Из них один главный — Светлана Нестерова, в руках которой бразды правления учреждением находятся с 1992 года. 

Главный врач врачебно-физкультурного диспансера Светлана Анатольевна Нестерова. Фото Валерия Бакланова. 

— Когда я пришла сюда в 1990 году, очень боялась, ведь специалистов этого направления медицины в городе мало, немодная профессия.
Спортивный врач работает в области нормальной физиологии. Она же для медицины белое пятно, ведь доктора занимаются нездоровым организмом, что знакомо, привычно, нестрашно. А нашей специальности боятся. Говорю так уверенно потому, что сама восемь лет отдала участковой терапевтической службе. К тому же спортивному врачу приходится постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, потому что к нам приходят грамотные тренеры и спортсмены.
Трудная специальность. Легче установить заболевание и отправить человека на больничную койку, чем поставить диагноз “здоров” спортсмену, который занимается четвертый-пятый год, рвется на соревнования, а получил недавно травму. И мы берем на себя смелость допустить его к состязаниям.
— В чем задача спортивного врача?
— Нужно начать с того, что в спорте существует несколько ступеней, этапов подготовки спортсменов. Сначала это группы начальной подготовки, в которые принимают всех желающих, если позволяет здоровье. Отзанимавшись два-три года, юные спортсмены переходят в учебно-тренировочные группы, где количество занимающихся уменьшается, а число тренировок, наоборот, увеличивается. И тренер уже больше внимания уделяет конкретным ребятам, работает на результат. И последняя ступень — “спортивное совершенство”. В эту группу входят спортсмены, достигшие высоких результатов на российских и международных соревнованиях.
Задача спортивного врача — помочь тренеру на начальном этапе не допустить к занятиям детей с малейшими отклонениями в состоянии здоровья. Ведь сколько потом, когда ребенок уже втянулся в спортивную жизнь, а его отстраняют от соревнований, бывает слез. Итак, тренер наблюдает, как человек занимается, оценивает его природные данные, а мы определяем функциональное состояние организма.
В учебно-тренировочных группах задача спортивного врача уже иная. Мы помогаем тренеру сохранить здоровье спортсменов, определяем, например, какие физические нагрузки способен выдержать спортсмен, правильно ли выбрана специализация, какие дистанции лучше даются человеку — спринтерские или стайерские. Скажем, тренер видит, что спортсмен один, второй сезон лучшие результаты показывает на длинных дистанциях. А когда еще и врачи своими исследованиями подтвердят: да, ему следует специализироваться на них, можно уже точно без ущерба для здоровья продолжить занятия.
Что касается группы “спортивное совершенство” для именитых спортсменов, то здесь задача спортивной медицины сохранить здоровье при достижении высших результатов.
— Какова численность спортивного “корпуса” Новочебоксарска?
— В спортшколах города занимаются около четырех тысяч человек, то есть каждый четвертый-пятый ученик — посетитель врачебно-физкультурного диспансера.
— А более юные вас посещают?
— Да. Из группы начальной подготовки хоккеистов. В следующем году тренеры планируют поставить на коньки четырехлетних малышей. Гимнасты тоже начинают свою карьеру лет в пять. Мы постоянно их наблюдаем, обследуем.
— Спортсмены — здоровые люди?
— Если опираться на определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (“состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”), то да.
— Тем не менее периодические медосмотры они проходят?
— Осмотрам во врачебно-физкультурном диспансере спортсмены подвергаются гораздо чаще, чем дети, не причастные к спорту. На каждого заводится карта медосмотра. И спортсмен к нам до четырех-десяти раз в год приходит.
Его обследуют офтальмолог, невролог, отоларинголог, хирург. Очень высока в диспансере выявляемость аномалий сердечной деятельности. Делаем электрокардиограмму, УЗИ сердца. И если не занимающиеся спортом юноши проходят обследование в военкомате, то состояние здоровья молодых нерожавших представительниц женского пола практически никого не волнует. Наши же спортсменки на контроле.
Ставим мы и биохимические пробы. Берем анализы крови до тренировки, после максимальной нагрузки и на следующее утро. И уже с уверенностью можем сказать: спортсмен “сачкует” или показываемые спортивные результаты — его предел. Приводится у нас и велоэргометрия.
Частые медосмотры связаны и с соревнованиями, и с тем, что проблемы со здоровьем спортсменов нужно подчас решать незамедлительно. Если просто больной человек может и два месяца дожидаться своей очереди, то как спортсмена отправить на максимальную нагрузку (а он на нее пойдет) без обследования? Республиканский диагностический центр принимает новочебоксарцев без задержек.
— А реабилитацией в диспансере занимаются?
— Раньше, когда диспансер находился на ул. Комсомольской, у нас была замечательный врач по лечебной физкультуре, какого еще поискать, — Светлана Ивановна Орлова. Она ездила из Чебоксар, так как в Новочебоксарске существовали прекрасные условия для занятий. Потом помещение у нас отобрали. Сейчас мы находимся по ул. Коммунистической, 27. Площадей хватает, но специалиста найти не можем.
— В каких учреждениях города есть еще спортивные врачи?
— В двух спортшколах. Но врачей должно быть гораздо больше. Например, фитнес-клубы в своем штате обязаны их иметь.
— Следите за достижениями подопечных?
— Конечно. Они и номер моего сотового телефона знают. Так приятно, когда из другого города звонят, делятся успехами на соревнованиях. Вместе с ними радуемся.
— Как родители относятся к занятиям спортом своих чад?
— Могу сказать, что заниматься спортом ребенок начинает чаще всего по собственной инициативе. Бывает, родители со временем “убивают” в нем это стремление своим безразличием. Но больше все-таки заинтересованных: просят, умоляют, пишут заявления с просьбой оставить ребенка в спорте. Мамы многих хоккеистов не работают, ездят по стране с ребенком. Очень приятно, когда приходят папы: “Пожалуйста, допустите к соревнованиям!”
Но случается, что при малейших сбоях в организме родители настаивают, чтобы ребенок прекратил занятия. А что значит для мальчика или девочки бросить их? У меня старшая дочь занималась гимнастикой пять лет. Особых результатов не было, но она сама продолжала тренировки, потому что во время занятий идет выработка эндорфина (гормона счастья). Человек уже не может не заниматься. Родители этого не понимают.
— Мы все говорили о молодежи Новочебоксарска, но ведь среди спортсменов есть и ветераны.
— Да, приходят 70-летние ветераны, участвующие в соревнованиях. Но таких очень мало. А нам бы очень хотелось, чтобы в городе  было больше групп для людей старшего возраста. Только вот энтузиастов не находится их организовать. Мы же с удовольствием бы консультировали.
— Светлана Анатольевна, врачебно-физкультурный диспансер — это ведь не только физкультурно-оздоровительное отделение, о котором шла речь, но и известное в городе подростковое медико-педагогическое отделение. Почему они оказались под одной крышей?
— Их объединяет ориентированность на здоровый образ жизни. Медико-педагогическое отделение задумывалось в рамках программы планирования семьи, в итоге же оно охватило и проблемы трудных подростков, и насилие, и борьбу с курением и наркоманией. Спортсмены от такого соседства оказались в выигрыше. В медико-педагогическом отделении есть гинекологи, андрологи, психологи. Последние проводят тренинги с теннисистами, хоккеистами. Так что отделение работает на спорт.
— Нынешняя удаленность диспансера от центра города сказывается на его посещаемости?
— Спортсменов не стало меньше. Они, как и прежде, к нам приходят. А вот медико-педагогическое отделение пострадало — поток молодежи значительно сократился.
— Дочери пошли по вашим стопам?
— Старшая окончила истфак, правовед. Сейчас специалист по работе с общественностью. Младшая учится в Москве, в РХТУ имени Д.Менделеева. Я очень хотела, чтобы она пошла по медицинской стезе. Дочь же сказала: “Мама, жить, как ты, я не хочу. Большая ответственность и мало свободного времени”. Она права: 380 соревнований в году. И все в выходные и праздничные дни. К тому же у меня нет заместителей, секретаря. Я себя называю Змеем Горынычем. Одна выполняю работу и за главного врача, и за отдел кадров, и за завхоза. Еще и специалистом нужно быть.
— Зато коллектив хороший.
— Да, очень.                                
Светлана ИСАЕВА.