Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

«Риголетто» – одна из ранних опер непревзойдённого итальянца

27.11.2013
0
26 ноября 2013 г. в Чувашском государственном театре оперы и балета не бурлили страсти и не горели романтичные звезды, не вздыхал легкий летний ветерок и не слышался шепот любовных объяснений. Все заменили мрачные думы Риголетто.  

Одноименная опера Джузеппе Верди разбавила солнечное настроение XXIII Международного оперного фестиваля имени М.Д. Михайлова. Несмотря на то, что "Риголетто" - одна из ранних опер непревзойденного итальянца, ее музыкальный язык уже "отдает" новаторствами, обретающими столь интенсивное продолжение в его дальнейшем театральном творчестве. Это и тенденция к сквозному развитию сцен, и совмещение в одной картине нескольких контрастных драматических пластов, и рельефность образных характеристик.

Справиться с комплексом задач, поставленных композитором, способен не каждый. Но в этот раз все соответствовало замыслу автора. А состав оказался поистине звездным!

Солист Мариинского театра, народный артист России Виктор Черноморцев исполнил партию старого шута в ореоле безысходного трагизма, без эмоциональных всплесков и лирических отступлений. Сегодня Риголетто был суров и сосредоточен, не терпел насмешек и «горой стоял» за свою дочь. Его баритон растекался медленно и величаво, словно густое лампадное масло по толстой холстине.

Оркестр под  управлением художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета Рената Жингашина буквально нес певца на могучих руках. Его звучание "пробирало" брутальностью, звериной силой и открытым противоборством. Согласитесь, не всякому дирижёру дано найти подобные краски в ранней партитуре Верди.                          
Джильда выступала под стать своему отцу. Напомним, что вокальная партия героини – это, скорее, украшение оперы, сотканное из ослепительного, безупречного бельканто, нежели материал для мотивных разработок и динамизированных реприз. Но солистке Мариинского театра Жанне Домбровской удалось насытить образ девушки внутренней энергией и подлинно мужской решимостью, чего нельзя было сказать о Герцоге. Он в исполнении солиста Екатеринбургского театра оперы и балета, лауреата международных конкурсов Владимира Чеберяка по традиции оставался беззаботным и увлечённым, этаким «баловнем судьбы».             
«Приглашённую троицу» блестяще поддержали Маддалена заслуженной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой, Монтероне Константина Ефремова, Спарафучиле и Марулло лауреатов международных конкурсов Константина Москалёва и Ивана Николаева, Джиованна народной артистки Чувашии Елены Галкиной, Борса Ильи Гурьева, Графиня Чепрано Валентины Двойновой и другие... Они не были взрывоопасными вулканами и вели себя сдержанно, несколько отстранённо и в лучших традициях оперы-сериа. Наверное, великий Верди не стал бы возражать.

 

 

Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики