9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Тот самый МиГ

В 2019 году тысячи чебоксарцев в День города пришли посмотреть на “Стрижей”. А в первый раз в столице Чувашии пилотажная группа выступила в августе 2014-го. Тот самый МиГ Дело техники

В 2019 году тысячи чебоксарцев в День города пришли посмотреть на “Стрижей”. А в первый раз в столице Чувашии пилотажная группа выступила в августе 2014-го.

Коллаж из архива редакцииТот самый МиГ Дело техники

Коллаж из архива редакции

Хозяева воздуха — пилотажная группа “Стрижи”.  Фото с сайта strizhy.ruТот самый МиГ Дело техники

Хозяева воздуха — пилотажная группа “Стрижи”. Фото с сайта strizhy.ru

Первый опытный МиГ‑29 поднялся в небо 6 октября 1977 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова.Тот самый МиГ Дело техники

Первый опытный МиГ‑29 поднялся в небо 6 октября 1977 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова.

Посмотреть на МиГ‑29, сфотографироваться, посидеть в кабине пилота в Чебоксарском аэропорту всегда любят маленькие жители Чувашии. Тот самый МиГ Дело техники

Посмотреть на МиГ‑29, сфотографироваться, посидеть в кабине пилота в Чебоксарском аэропорту всегда любят маленькие жители Чувашии.

“Стрижи” во время своих выступлений демонстрируют большой комплекс фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), группой самолетов, парой и в одиночку. Всего в арсенале “Стрижей” более 30 фигур высшего пилотажа. Тот самый МиГ Дело техники

“Стрижи” во время своих выступлений демонстрируют большой комплекс фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), группой самолетов, парой и в одиночку. Всего в арсенале “Стрижей” более 30 фигур высшего пилотажа.

В групповых выступлениях меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки, как “пирамида”, “молот”, “звезда”, “стрела”, “крест” и “крыло”, “копье”.Тот самый МиГ Дело техники

В групповых выступлениях меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки, как “пирамида”, “молот”, “звезда”, “стрела”, “крест” и “крыло”, “копье”.

Фото из архива редакцииТот самый МиГ Дело техники

Фото из архива редакции

Тот самый МиГ Дело техники

Тот самый МиГ


0

В этом году столица Чувашии отметит 555-летие. Планируется, что на концерте в честь Дня города 18 августа выступит популярный певец Shaman. И вероятно, поздравить чебоксарцев и гостей города по приглашению Главы Чувашии прилетит пилотажная авиагруппа “Стрижи”. Опытные летчики в республике не впервые. В состав группы входят семь пилотов, которые дают шоу мирового уровня на высокоманевренных истребителях МиГ‑29. Об этих самолетах, гордости отечественного авиастроения, мы и поговорим сегодня. Конечно же, о “Стрижах” тоже.


Сложно поверить, но свой первый полет МиГ‑29 совершил 46 лет назад. Сверхманевренный, надежный, легкий, отлично вооруженный, он считается одним из лучших представителей четвертого поколения авиатехники в мире. На Западе МиГ‑29 прозвали Fulcrum, что с английского переводится как “точка опоры”.


Два вместо одного

Задумываться о создании нового, четвертого, поколения истребителей в СССР начали в конце 1960-х годов. Эти самолеты должны были составить достойную смену представителям третьего поколения, флагманами которого были МиГ-23 и Су-15.

Проект под условным названием “Перспективный фронтовой истребитель” в 1971 году обозначил основные требования к новой машине. Среди необходимых условий — отличная маневренность, новый комплекс бортового оборудования и вооружения. С такими характеристиками перспективный истребитель должен был обладать преимуществами в ближнем маневренном воздушном бою, уметь перехватывать дальние цели, быть способным оказать противодействие сред­ствам воздушной разведки.

Сразу в нескольких конструкторских бюро страны стартовали работы над новой машиной. Однако самые интересные проекты предложили “МиГ” и “Сухой”. В итоге было решено разделить программу “Перспективный фронтовой истребитель” на две части: так в мировой авиации появились тяжелый истребитель Су‑27 и легкий фронтовой МиГ‑29.

Первый опытный МиГ‑29 поднялся в небо 6 октября 1977 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова. А вооружаться отечественные ВВС этими истребителями стали в 1983-м. Машины почти сразу начали активно поставляться за рубеж. Кстати, МиГ‑29 стал первым отечественным истребителем четвертого поколения, который пошел на экспорт. На протяжении многих лет самолет оставался популярным среди иностранных заказчиков. И в наши дни сотни МиГ‑29 несут службу в 30 странах мира.


Самолет-новатор

Истребитель стал первым по многим параметрам. В первую очередь это внешний облик. Изначально машины имели традиционную аэродинамическую схему. Но уже к середине 1970-х МиГ‑29 получил плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Это произошло впервые в истории отечественного авиастроения. Новая интегральная компоновка стала отличительной чертой для всего четвертого поколения отече­ственной боевой авиации. Такая конструкция предоставляла самолету более высокую подъемную силу.

За непревзойденную вертикальную маневренность отвечают и два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33. Благодаря такой силовой установке МиГ‑29 может набирать высоту почти вертикально, устремляясь в небо наподобие ракеты.

Специально для отечественных истребителей четвертого поколения было создано новое вооружение: ракеты ближнего боя Р-73 с тепловой головкой самонаведения. Способная поразить даже сильно маневрирующую цель, она и сегодня считается одной из лучших в своем классе.

Пожалуй, наиболее значимым достижением первых отечественных истребителей четвертого поколения стала система управления вооружением (СУВ). Впервые в мировой авиации она включала помимо традиционной бортовой радиолокационной станции оптико-локационную и нашлемную системы целеуказания.

Это сейчас на каждом боевом самолете действует единый “мозг”: радиолокационная и оптико-локационная системы, интегрированные в один комплекс. В те же годы этого не было ни на одном истребителе как за рубежом, так и в СССР. И вот в 1970-х в состав СУВ отечественных истребителей четвертого поколения МиГ‑29 и Су-27 впервые были включены квантовые оптико-локационные станции. Этот стеклянный “шарик” перед фонарем кабины летчика — гениальное изобретение отечественной авиации. Наши конструкторы, создав интегрированную систему управления вооружением, опередили всех практически на 20 лет.

В СУВ нового поколения, кроме оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций, входила также нашлемная система, которая позволяла летчику направлять ракеты на цель простым поворотом головы.


Лучший не только в бою

Сверхманевренность МиГ‑29 позволила ему не только стать лучшим самолетом для ближнего боя, но и устраивать феерию на мировых авиашоу. Фигуры высшего пилотажа в исполнении МиГ‑29 впервые планета увидела на авиасалоне в Фарнборо в Великобритании в 1988 году, через год их показали во французском Ле-Бурже. Кстати, и здесь “двадцать девятый” стал первым, ведь до того отечественные боевые самолеты на международных авиашоу никогда не демонстрировали.

К международному дебюту летчики подошли со всей серьезностью, не забыв и про имиджевую сторону. Для МиГ‑29 придумали оригинальную раскраску: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Так в историю вошла одна из самых знаменитых групп высшего пилотажа — те самые “Стрижи”.

В 2003 году самолеты авиагруппы приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую “форму”, а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике “миги” продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия 234-го гвардейского истребительного авиационного полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием — первым публичным выступлением с пилотажной группой “Русские витязи” на Су-27.

Буквально через год в Жуков­ском “Стрижи” и “Русские витязи” впервые показали знаменитый “кубинский бриллиант”, состоящий из двух ярких отечественных истребителей — МиГ‑29 и Су-27.


Полшага до пятого поколения

В 2007 году начались испытания корабельных истребителей МиГ‑29К/КУБ, положивших начало новому поколению модификаций МиГ‑29, которое включает также МиГ‑29М/М2. Эти истребители в плане оборудования и вооружения находятся в шаге от пятого поколения и относятся к так называемому поколению “4+” и даже “4++”.

Бортовое оборудование этих машин включает передовые, иногда не имеющие аналогов в мире радиолокационные и оптико-электронные системы. Кроме того, если раньше МиГ‑29 был вооружен только двумя типами ракет “воздух-воздух”, то теперь в арсенале “наследников” почти все виды высокоточного оружия для поражения воздушных, наземных и морских целей.

Уникальная аэродинамическая компоновка МиГ‑29 стала основой для создания самолета с принципиально новыми возможностями — многофункционального авиационного комплекса МиГ-35. Этот самолет был разработан с учетом опыта эксплуатации МиГ‑29 в различных климатических условиях и опыта его боевого применения в горячих точках. Он создавался для работы в условиях плотного действия ПВО противника с возможностью базирования вблизи линии боевого соприкосновения.

Среди отличительных характеристик МиГ-35 — пониженная радиолокационная заметность, повышенные срок службы, ресурс самолета и двигателей, открытая архитектура бортового оборудования. При этом стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с предшественником.

Что же касается МиГ‑29, он, несомненно, выполнил свою миссию. Самолет стал не только первым массовым истребителем четвертого поколения в отечественных ВВС, но и заложил хороший фундамент для будущих разработок. При этом сам “двадцать девятый” не собирается уходить на покой. Спустя 46 лет после первого полета он продолжает нести службу по всему миру.



  • В 2019 году тысячи чебоксарцев в День города пришли посмотреть на “Стрижей”. А в первый раз в столице Чувашии пилотажная группа выступила в августе 2014-го.
  • Коллаж из архива редакции
  • Хозяева воздуха — пилотажная группа “Стрижи”.  Фото с сайта strizhy.ru
  • Первый опытный МиГ‑29 поднялся в небо 6 октября 1977 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова.
  • Посмотреть на МиГ‑29, сфотографироваться, посидеть в кабине пилота в Чебоксарском аэропорту всегда любят маленькие жители Чувашии.
  • “Стрижи” во время своих выступлений демонстрируют большой комплекс фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), группой самолетов, парой и в одиночку. Всего в арсенале “Стрижей” более 30 фигур высшего пилотажа.
  • В групповых выступлениях меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки, как “пирамида”, “молот”, “звезда”, “стрела”, “крест” и “крыло”, “копье”.
  • Фото из архива редакции
  • Infoghrafika.png