Половина уже онлайн
Взаимодействие граждан и государства все заметнее переходит в цифровую плоскость. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ “Высшая школа экономики” проанализировал тенденции цифровизации госуслуг населению по итогам 2024 года.
Подавляющее большинство россиян в возрасте 15 лет и старше, обращавшихся за государственными и муниципальными услугами (госуслугами), получают их полностью или частично онлайн (86,7% в 2024 году). Чаще всего пользователи заходят на электронные порталы (например, “Госуслуги”) за нужной информацией (77,6%) и результатами предоставления услуг (47,1%), для осуществления обязательных платежей (54%), получения или отправки документов (40,3%).
С 2016 года стабильно снижается доля россиян, не использующих интернет для получения госуслуг: в 2024-м она составила 13%. Часть представителей этой группы наравне с привычными “очными” форматами стала обращаться и к онлайн-инструментам: доля населения, получающего госуслуги онлайн и офлайн, за период 2016-2024 годов выросла втрое и составляет 31,6%. Каждый второй пользователь госуслуг (55%) получает их исключительно онлайн, не обращаясь в ведомства, МФЦ и другие организации.
Данные Росстата демонстрируют явную связь предпочитаемых форматов взаимодействия с государством с возрастом граждан. В 2024 году только офлайн получали госуслуги в основном россияне в возрасте 65 лет и старше, среди них не использовали интернет для этих задач 45,4%. При этом более половины этой группы уже освоила онлайн-инструменты, а четверть (25,6%) и вовсе отказалась от личных визитов в различные ведомства и получала госуслуги исключительно через интернет.