Почему рыба клюет
Мы продолжаем знакомить вас с учеными Чувашии, которые во время объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий определяют векторы развития своих сфер не только в республике, но и в стране. В этот раз побеседовали с аспирантом кафедры морфологии, акушерства и терапии факультета ветеринарной медицины и зоотехнии Чувашского государственного аграрного университета Андреем КАСЬЯНОВЫМ.
Он не только ученый, но и регулярный участник соревнований по рыбной ловле, занимает призовые места как в командном, так и в личном зачетах. Андрей — кандидат в мастера в рыболовном спорте. Ведет активную просветительскую деятельность, публикует на своей странице в соцсети “ВКонтакте” посты, в которых популяризует спортивный и здоровый образ жизни.
Лучший аспирант
— На конкурсе “Аспирант года — 2024” вы стали победителем в номинации “Лучший исследователь”. Ожидали такого? Что помогло добиться этого результата?
— Ожидал ли я такого результата? Скорее надеялся, но, безусловно, был приятно удивлен. Победа в номинации “Лучший исследователь” на конкурсе “Аспирант года” — это для меня результат труда и стремления к научному совершенству. Каждый шаг на данном пути был наполнен поддержкой людей. Я хочу выразить особую признательность моему научному руководителю за его советы, рекомендации и опыт, который стал для меня ориентиром. Кроме того, результат стал возможен благодаря искреннему интересу к научной деятельности и выбранной теме исследования. Наука требует не только знаний, но и поддержки на пути к постоянному развитию и совершенствованию. Надеюсь, что эта победа станет стимулом для дальнейшего развития. Благодарю всех, кто поддержал меня на этом пути и вдохновил двигаться вперед!
Дедушка научил
— Расскажите о вашем пути в науке. Как возникло желание заниматься ею? Повлияла ли на это школа, какие-то преподаватели, родители, кто-то еще? И почему пошли именно в этом направлении?
— Мой путь в науку начался с простого, но глубокого любопытства, которое развилось в университете. Задатки к исследованиям, связанным с болезнями рыб, начали формироваться еще в детстве. Я всегда был окружен природой и с самого раннего возраста проводил время у водоемов, увлекаясь рыбалкой, за что огромная благодарность дедушке. Он был для меня не просто наставником в рыбалке, но и человеком, который научил видеть красоту природы, понимать, как важно уважать и заботиться о живых существах.
Это не только сформировало мое увлечение, но и дало толчок к более глубокому изучению мира, который меня окружал. Именно его пример, терпение и умение наблюдать, задавать вопросы и искать ответы стали тем руководством, на котором я основал свою научную деятельность. Это увлечение не ограничивалось просто процессом ловли рыбы, мне всегда было интересно, как устроены живые организмы, как они взаимодействуют с окружающей средой и какие факторы могут повлиять на их здоровье.
Наука — это поиск
— Расскажите подробнее о том, как проходила учеба в вузе? Какие предметы нравились больше всего? Какие преподаватели особенно запомнились?
— Учеба в вузе стала настоящим открытием себя. Это было время, когда я наконец-то мог углубиться в те вещи, которые меня действительно интересовали, и пришло понимание того, что наука — это не просто сухие факты, но и живой и увлекательный процесс. В школе правильно говорят, что никто с тобой нянчиться не будет в вузе, но тем и лучше. Здесь по-настоящему проявляется взрослая жизнь, и всё зависит только от тебя самого. Важную роль в этом процессе сыграли преподаватели. Они не только обучали нас сухой теории, но и проводили постоянные практические занятия. Особенно хочется отметить Дмитрия Никитина, доктора ветеринарных наук, профессора кафедры морфологии, акушерства и терапии, который с первого курса был моим куратором, а впоследствии руководителем выпускной квалификационной работы, а теперь уже научным руководителем моей кандидатской диссертации. Его поддержка и терпение в различных ситуациях сыграли решающую роль в моем научном росте.
Университет был не только местом учебы. В тот период, когда я начал понимать, что настоящая наука — это поиск, эксперимент и желание понять, как устроен мир, он стал важной частью моего пути и помог мне выбрать направление, в котором могу добиться большего.
В 2022 году я окончил университет и получил квалификацию “ветеринарный врач”. На этом решил не останавливаться и углубиться в науку, поэтому после окончания университета продолжаю свой путь в аспирантуре.
Желание помочь
— Чему посвящена ваша кандидатская? В чем научный интерес и практическое применение?
— Решением ученого совета была утверждена тема моей диссертации “Мониторинг воздействия природных и антропогенных факторов на ихтиофауну водоемов Приволжского федерального округа”.
Научный интерес моей работы заключается в выявлении, изучении и систематизации факторов, влияющих на развитие патологий у рыб, а также в эффективной разработке методов их диагностики и профилактики. Практическое применение моих исследований заключается в том, чтобы выявить ранние признаки возникновения заболеваний у рыбы, которые позволяют снизить экономические потери в рыбоводстве, предотвратить массовые последствия и минимизировать экологические риски. Результаты работы могут быть использованы как в аквакультуре, так и в природоохранных программах, направленных на сохранение биоразнообразия.
Ответить на все вопросы
— В 2024 году вы стали победителем программы “Студенческий стартап” и получили грант в размере 1 млн рублей. Расскажите об этом опыте. С какой работой удалось добиться такого результата.
— Да, всё верно, также являюсь победителем конкурса и исполнителем гранта от Фонда содействия инновациям “Студенческий стартап” по теме “Разработка мобильного приложения для помощи рыбакам в выборе безопасного места и оптимальной стратегии успешного лова рыбы”.
В настоящее время подобных приложений и даже близких аналогов нет. Наше приложение поможет рыбаку ответить на часто интересующие вопросы: где клюет рыба, на что она клюет, когда ловить, на какие снасти, безопасна ли пойманная рыба.
Будет создана база данных о видовом составе, биологической характеристике и безопасности обитателей водоемов Приволжского федерального округа (о популярных местах лова рыбы) и разработано мобильное приложение для помощи рыбакам в выборе безопасного места и оптимальной стратегии успешного лова рыбы.
Большая семья
— Расскажите о том, что сейчас ЧГАУ предлагает студентам в плане оборудования, продвижения проектов, участия в конкурсах.
— С каждым годом Аграрный университет не просто дает знания, а открывает перед студентами все больше возможностей для развития и практического обучения. Учеба здесь — это не просто лекции и учебники, а живой процесс, где теория тесно переплетается с практикой. Уже на первых курсах студенты имеют шанс не только изучать дисциплины, но и применять полученные знания в жизни. Практическая часть обучения играет ключевую роль, ведь именно она позволяет увидеть полученные знания в действии. Университет создает среду, где каждый, кто хочет изучать науку, получает возможность не только учиться, но и быть частью большой академической семьи, открывая для себя новые горизонты профессионального роста.
— Что бы вы посоветовали тем, кто прямо сейчас хочет идти в науку?
— Тем, кто хочет связать свою жизнь с наукой, я бы посоветовал одно: не бойтесь сложностей, но будьте готовы к терпению и неудачам. Наука — это не просто профессия, это образ мышления, в котором важно не только находить ответы, но и уметь задавать логические вопросы. Научный путь требует усердия, самоотдачи и преданности тому, чем вы занимаетесь. Важно найти хорошего наставника, человека, который сможет направить вас, поможет увидеть вашу работу под другим углом и научит смотреть на сложную задачу не как на препятствие, а как на возможность развиваться, при этом оказывая поддержку, когда это действительно необходимо. Также не стоит бояться конференций, публикаций и научных дискуссий. Но самое главное, заниматься с удовольствием тем, чем интересуетесь.
***
Андрей КАСЬЯНОВ, лучший аспирант Чувашии — 2024:
— Я окончил лицей № 18 и, оглядываясь на школьные годы, вспоминаю их как время беззаботности. Школа — это тот этап, когда закладываются основы будущего, когда мы, дети, постепенно становимся взрослыми людьми, готовыми принять на себя ответственность за свои решения и поступки. Учителя с первых дней направляют нас, ориентируют взгляд на мир, учат думать, анализировать и искать свой путь. Лично мне школа дала понимание того, что только в поиске и стремлении к самосовершенствованию можно достичь настоящего успеха. Но какими бы амбициозными ни были цели, без поддержки семьи достичь их сложно. Семья — это надежный тыл, который дает уверенность. И приятно осознавать, что дома тебя всегда ждут.