Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Броня крепка...

Фото из архива А.Николаева.Броня крепка... День танкиста

Фото из архива А.Николаева.

Фото Максима БОБРОВАБроня крепка... День танкиста

Фото Максима БОБРОВА


Ничтожное отклонение по зрению стало непреодолимым препятствием для поступления в летное училище в Ейске. Опытный, уже пожилой врач медицинской комиссии сказал расстроившемуся пареньку: “Вы откуда? Из Чебоксар? Так и поступайте в танковое училище поближе к родному дому”. Через некоторое время наш герой, новочебоксарец, почти тезка знаменитого земляка Андриан Николаев стал курсантом Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища.

В прошлом году учебное заведение отметило свое столетие. В 1918 году, считающемся годом его основания, здесь никаких танков не было и в помине, училище называлось пехотным. А вот в середине двадцатых годов танки появились — их предоставила немецкая сторона для открывшихся в Казани курсов. Будущие русские и немецкие танкисты учились здесь бок о бок, ведь тогда они еще не были врагами. Курсы просуществовали до 1933 года, когда к власти в Германии пришли Гитлер и национал-социалисты. С инспекцией в Казани в начале тридцатых побывал Хайнц Гудериан, тогда еще просто подполковник. Именно его танковая армия в 1941 году рвалась к столице СССР и была разгромлена под Москвой. В конце своей жизни Гудериан с горечью констатировал в мемуарах, что “русские танкисты учились лучше нас”. Стоит отметить, что среди выпускников училища 41 человек удостоен звания “Герой Советского Союза”.
Вот в таком прославленном учебном заведении предстояло учиться Андриану Николаеву. “В начале восьмидесятых годов прошлого века Вооруженные силы Советского Союза стали переоснащать более современными танками Т-80 и Т-80у, поэтому основной упор в обучении был сделан на них, — рассказал наш герой. — От предшественников они отличались более совершенными системами наблюдения и прицеливания. Фактически это было первое использование ЭВМ в боевых машинах”.
В экипаже Т-80 три человека: механик-водитель, стрелок-наводчик и командир. При необходимости последний должен заменить хоть водителя, хоть стрелка, поэтому обучение будущих командиров не ограничивалось только тактикой и стратегией. “Однажды на учениях поступила вводная: механик-водитель выбыл из строя. Тогда я сам сел за рычаги танка и управлял им все 280 километров марша”, — поделился Андриан Николаев.
После окончания училища в 1985 году служить отправился в Германию, где дислоцировалась Западная группа войск. От командира взвода (три танка) дорос до заместителя начальника штаба батальона (31 танк). В Туркестанский военный округ в 1990 году его перевели уже начальником штаба батальона.
Последовавший распад Советского Союза по­ставил перед выбором: продолжать служить в вооруженных силах Туркмении или вернуться в Россию и искать работу самостоятельно. Так теперь уже бывший танкист перешел в создаваемую систему МЧС.
Вернулся в родную Чувашию. Служил офицером штаба ГО и ЧС, затем возглавил созданное Управление ГО и ЧС Новочебоксарска. Сегодня работает в службе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ПАО “РусГидро”.
“Самое главное, чему меня научила служба, — это тому, чтобы слова не расходились с делом, — рассуждает Андриан Николаев. — В жизни часто оказывалось, что от этого зависела чья-то жизнь”.

  • Фото из архива А.Николаева.
  • Фото Максима БОБРОВА