С 11 августа будут увеличены штрафы за продажу табачной продукции несовершеннолетним

Под стук колес проехать всю Россию

Каждого пассажира Александр Чайкун встречает как дорогого гостя. Фото автораПод стук колес проехать всю Россию Человек труда

Каждого пассажира Александр Чайкун встречает как дорогого гостя. Фото автора


0

Он объездил полстраны, не выходя из своего второго дома. Так наш герой называет вагон, рабочее место. Он хозяин, отличающийся сноровкой, радушием, любовью к чистоте, детям, животным, да и вообще ко всем людям, почти профессиональный психолог. Он проводник — представитель профессии, окутанной дорожной романтикой.
39-летний Александр Чайкун вырос на Украине. В Чебоксары приехал в 2008 году, потом некоторое время жил в Новочебоксарске, а недавно перебрался в “Новый город”. Парень рос в многодетной семье: у него есть брат и шесть сестер. Папа был комбайнером, мама работала в колхозе. Связать свою жизнь с железной дорогой мальчику и в голову не приходило, хотел быть педагогом.

Семейство проводников
“На выбор профессии повлиял брат Виктор, — рассказывает Александр, — он 25 лет трудится в РЖД: 10 лет был проводником и уже 15 занимает должность начальника поезда. Витя выучился на педагога, поехал как-то в поезде, пообщался с проводником, посмотрел, что и как, понял — вот работа его мечты! У него и жена проводник, и дочь.
Своими рассказами он заразил меня, и в 2010 году я пошел учиться на проводника, а в 2016-м начал свою железнодорожную карьеру. На работе встретил вторую половинку, которая тоже работала проводницей. Сейчас мы ездим с ней в одном составе, в одной бригаде, у нас приветствуются семейные подряды, пары никогда не разделяют, а если и дети проводники, то они здесь же, в соседних вагонах. Друг от друга не устаем и не ссоримся — некогда!”
График у проводников такой: пять дней работают, пять отдыхают, в вагоне трудятся по двое, меняют друг друга через каждые восемь часов, чередуя ночные и дневные смены. То есть отработал, снял форму, и ты уже не проводник, а отдыхающий проводник, через восемь часов снова надел — и опять на передовую.

Просто только с виду
График Александра устраивает, в своей работе ничего сложного он не видит и признается, что, когда наступают выходные дни, не хватает привычного стука колес и качки. Когда с женой поехали отдыхать на юг, разумеется, поездом, профессиональные привычки то и дело вылезали наружу: “Старался все поправить за собой, делать так, чтобы за нами не надо было убирать. Ходил к проводнику и спрашивал швабру, чтобы самому сделать влажную уборку в купе, нравится, когда чисто!”
За внешней простотой работы, рассказывает наш проводник, скрывается кропотливый труд подготовки подвижного состава. Ведь современные вагоны представляют собой сложные инженерные решения: система кондиционирования воздуха и противопожарная, водоснабжение, обогрев, связь, интернет-портал “Попутчик” — все это требует определенной подготовки.
Работа с пассажирами не только приятна, но и непроста. Все люди разные, потому недопонимания, конфликтные ситуации, конечно, возникают. Но хорошего проводника такие моменты не должны выводить из равновесия, убежден Александр.

Все для дорогого гостя
“Мы изучаем основы психологии, без этого в нашей работе никак. Многие люди изливают нам душу, понимают, что, скорее всего, нас больше не увидят, поэтому открываются. Советы мы не даем, главное — выслушать. А в конфликтных ситуациях нужно оставаться спокойным, лояльным. У меня такое правило: больше позитива, и ругаться никому не захочется. Доброжелательный настрой передается. Встретил, улыбнулся: “Добрый день! Как ваши дела?” — и человек больше не злится. Это всегда работает: сколько лет езжу, никто на меня не жаловался, а слов благодарности было немало”, — без ложной скромности повествует Александр.
Проводник — это лицо компании, помимо умения общаться с людьми, он должен хорошо выглядеть: быть опрятным, гладко выбритым, причесанным. Важно обладать грамотной речью, соблюдать этикет.
Главная задача человека этой профессии — создать уют, обстановку, близкую к домашней. Для этого проводники следят за чистотой, исправной работой кондиционера, чтобы всегда была возможность выпить горячего чая, то есть у пассажира должно быть все необходимое для комфортного пребывания в поезде. Проводник — хозяин дома, а пассажир — дорогой гость.

Зачем нам заграница?!
“Очень разговорчивые и веселые пассажиры — это те, кто едет отдыхать на юг. Ведь они, как правило, целый год ждут этого момента. Вахтовики, которые работают на севере, просты в общении, говорят в основном о работе, о деньгах. Те, кто ездит в Москву, Санкт-Петербург, более требовательные, у них разговоры интеллектуальнее, любят обсуждать политические вопросы”, — делится многолетними наблюдениями Александр.
Сам он уже объездил пол-России, очень любит нашу страну. “В свой первый рабочий день я поехал из Казани в Новый Уренгой, впервые увидел, что такое белые ночи: слева закат, а справа сразу рассвет — очень красиво! Вроде север, но жара тогда стояла под 35 градусов. А живности сколько! Видел волков, лис, медведей, уток, фазанов”.
И в отпуск ехать за границу ему пока не хочется, ведь в России столько прекрасных мест! “В этом году с семьей планируем съездить на отдых в Санкт-Петербург, этот город нам особенно нравится. Еще на Байкал очень тянет, хотя все рвутся на море”, — делится Александр.
Наш герой любит свою работу именно за возможность видеть много нового, общаться с самыми разными людьми, путешествовать, ну и, конечно, за стабильность.

Поезд мчался в Новый год
Самое яркое, что запомнилось Александру за годы работы в РЖД, — новогодняя ночь-2020. “До глубины души тронула наша акция “Настоящая новогодняя сказка”: компания исполнила все желания, загаданные детьми, которые ехали в это время в поезде. В начале поездки проводники спросили у каждого ребенка, что он мечтает получить на Новый год. Кто-то хотел айфон, кто-то айбокс, один мальчик пожелал игровой ноутбук, который стоил 120 тыс. рублей, мы нашли аналог за 70 тысяч, исполнили все, даже самые смелые желания. Радости детей не было предела, когда Дед Мороз и Снегурочка вручили им те самые горячо желанные подарки. Конечно, вся наша бригада испытывала настоящий восторг от происходящего”.
Кстати, очень часто проводники встречают Новый год в дороге. Александр лишь один раз за всю карьеру отмечал главный семейный праздник дома. А в прошлом году в новогоднюю ночь он был на станции Вековка: “Вышли пассажиры из вагонов, салюты пускали, все поздравляли друг друга. Праздничный стол у нас с супругой тоже был, но без спиртного: у нас курение и распитие алкогольных напитков строго запрещено”.

Объездить всю Россию  
Для себя Александр решил, что вся дальнейшая его жизнь будет связана с железной дорогой, он уже год как стал начальником поезда, пройдя путь от проводника третьего разряда.
Можно сказать, что он уже добился того, чего хотел. “Пока это моя планка”, — говорит Александр. И тут же добавляет: “Хотя посмотрим”.
Пока же он ставит перед собой задачу побывать в тех регионах России, где еще не был, чтобы можно было смело заявить: “Я объездил всю страну”. А пассажирам поездов Александр желает здоровья и приятных путешествий!

 

Регина Максимова
  • Каждого пассажира Александр Чайкун встречает как дорогого гостя. Фото автора