Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Наследник стал определяться законом

Наследник стал определяться законом 2012 - год российской истории

Наследник стал определяться законом


0

По императорской линейке
13 февраля 1842 года, 170 лет назад, император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва.
В России первую дорогу с паровозной тягой (использовались локомотивы Черепановых) открыли на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых (1834). В 1835 году австрий­ский инженер Герстнер на аудиенции у Николая I предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы. Для опыта Герстнеру разрешили постройку небольшой Царскосельской дороги, и она стала первой железной дорогой общего пользования в России (1837). С марта 1841 года комиссия во главе с Бенкендорфом изучала вопрос, и 13 февраля 1842 года Николай I подписал упомянутый указ.
Руководил строительством Особый межведомственный комитет. Изыскания проводились по двум маршрутам: прямому и через Новгород (длиннее на 30 км и несколько дороже — при большем объеме перевозок). Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород. Легенда гласит, что царь взял линейку и прямо по карте проложил прямой маршрут карандашом.
Строительство велось крепостными и государ­ственными крестьянами в сложных условиях. “Прямо дороженька: насыпи узкие, /Столбики, рельсы, мосты. /А по бокам-то всё косточки русские… /Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?” — писал Н.Некрасов в знаменитом стихотворении “Железная дорога”.
14-16 августа 1851 года из Петербурга в Москву по железной дороге на 9 поездах перевозили войска, а 18 августа в путь отправился и царский поезд (9 вагонов). Путешествие заняло 19 часов.
Официальное открытие магистрали состоялось 1 ноября 1851 года. Не обошлось без конфуза: один ретивый царский чиновник приказал выкрасить рельсы белой масляной краской — на этом участке колеса начали буксовать и поезд остановился. В 6 вагонах тогда ехали 17 пассажиров первого класса (за 19 рублей), 63 — второго (13 рублей) и 112 — третьего класса (7 рублей).
8 сентября 1855 года, после смерти императора, железная дорога была переименована в Николаевскую, а в 1923 году — в Октябрьскую.
Петровское завещание
16 февраля 1722 года, 290 лет назад, царь Петр I издал Указ о наследии престола.
После гибели царевича Алексея, обвиненного в подготовке заговора, и смерти трехлетнего цесаревича Петра Петровича (1719) един­ственным законным наследником российской короны по мужской линии стал сын несчастного Алексея Петр, ровесник умершего цесаревича. Не желая допустить внука на трон и возвысить род первой жены Евдокии Лопухиной, царь и подписал указ, согласно которому император назначал преемника по своему усмотрению, не считаясь с традициями “старшинства и крови”. Однако назначить никого не успел, написав лишь: “Отдайте все…”
Сенат и синод планировали посадить на трон 10-летнего Петра II под опекой бабки (Е.Лопухиной), но, как с иронией написал Н.Дубов в романе “Колесо Фортуны”: “Скоропалительные князья не хотели снова в грязь. И только император отхрипел в последних мучениях, а сенат и синод собрались в покое поблизости, чтобы решать судьбу трона, а значит, и свою, ввалились Меншиков, Бутурлин и ватага преображенцев. Со свойственным ему нахальством светлейший князь Ижорский вынул шпагу, сдул с нее воображаемую пылинку, даже зачем-то протер обшлагом и предложил, говоря по-со­временному, избрать в императрицы супругу покойного Екатерину Алексеевну. Вот Бутурлин, лично он, Меншиков, и вся гвардия “за”, а если кто из господ сенаторов против матушки-государыни, пускай скажет, очень интересно будет по­слушать... И им, и всем преображенцам и семеновцам, которые выстроились перед дворцом на площади, кто сомневается, пускай выглянет в окошечко...”
Известно, что бой барабанов гвардейцев произвел на сенаторов сильное впечатление, и они дружно присягнули Екатерине I. “После этого недописанное Петром завещание на протяжении целого столетия будут дописывать и переписывать шпагами, штыками, а то и просто удавками”, — рассуждал Н.Дубов, а А.Толстой так охарактеризовал чехарду на троне в послепетровские времена: “Тут кротко или строго царили много лиц. Царей не слишком много, а более цариц”.
В 1797 году Павел I в день коронования обнародовал новый Манифест о престолонаследии (по австрий­скому образцу), отменявший петровский указ. С тех пор “наследник определялся самим законом” по четким и подробным правилам. Правда, самого Павла устранили вопреки им…
Для знатоков “Граней”

На вопросы второй недели февраля правильно ответили пенсионеры М.Архипова, Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров; преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов; домохозяйка Н.Леушина, школьница В.Алексеева:
а) для урегулирования дипломатического скандала из-за гибели русского посла А.Грибоедова персидский шах послал Николаю I редкий алмаз с искусной гравировкой, получивший название “Шах”, ныне хранящийся в Алмазном фонде;
б) пышная свадьба шутов, устроенная Анной Иоанновной, описана в знаменитом романе И.Лажечникова “Ледяной дом”.

Вопросы третьей недели февраля:
1. Как объясняет легенда два небольших изгиба на Николаевской железной дороге, хотя царь чертил маршрут по линейке?
2. В каком родстве состояли российские императоры Петр II и Петр III?

Ответы принимаются в четверг, 16 февраля, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; до этого времени ответы также можно отправлять по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.

Отвечайте и выигрывайте подписку на “Грани”.

  • 64445787_Tzarskoselskaya_Railway__Watercolour.jpg