Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Маргарита Никифорова: “Надо уважать малышей”

Маргарита Никифорова:  “Надо уважать малышей” Современные Арины Родионовны

Маргарита Никифорова


5

Старший воспитатель детского сада № 27 Маргарита Никифорова, получившая в этом году грант Президента ЧР Н.Федорова, оказалась скромной и милой женщиной. Ее дорога в педагогику была прямая, как автомагистраль.

Как играла в детстве в детский сад, как возилась с соседскими ребятишками, как единственная из класса по­шла в педучилище и больше с этого пути не сворачивала, рассказывала скупо. А я подумала: как иной раз наша судьба зависит от того, кто нам встречается. Вот было Рите лет 10, а по сосед­ству жила девушка, учившаяся в пед­училище, придумывала игры, вязала и шила на кукол, творила поделки из бумаги. Рита приглядывалась. Там песенку выучит, тут куклу оденет, понаблюдает, как соседка баян осваивает. И поняла, что это — ее. Тем более общаться с малышами нравилось: было весело и интересно.
В педучилище Рита аккордеон освоила. А еще способности проявились к английскому языку. “Она в совершен­стве владеет иностранным”, — считает заведующая дет­ским садом Валентина Балукова. “Не-ет, у меня нет практики”, — говорит Рита. И на протяжении всей нашей беседы, кажется, пытается доказать, что никакая она не лучшая, она — как все. Ведь все воспитатели должны уметь петь, танцевать, рисовать, лепить, клеить и еще много чего.
10 лет Маргарита Валентиновна проработала простым воспитателем, а с 2005-го — старшим. Раньше эта должность называлась методист. Мне такое название нравится больше. Методист — от слова “методы”, в данном случае воспитания. Ими Маргарита Валентиновна щедро делится с коллективом. В.Балукова характеризует Риту как человека высоко­профессионального, целеустремленного, организованного, творческого. К любой ситуации, поясняет заведующая, Маргарита Валентиновна подходит со своей позиции, у нее свое видение вещей.
О том, что выбрала эту профессию, Никифорова не пожалела ни разу. Кроме педучилища окончила еще и факультет дошкольной коррекционной педагогики и психологии пед­университета.
В детском саду образовалась творческая группа из четырех человек. Ищут новые формы работы, изучают опыт. Есть авторская педагогическая технология “Прогноз погоды на основе примет чувашского народа”. Маргарита Валентиновна во всем активно участвует, с компьютером на ты, составляет презентации, проводит открытые мероприятия для курсов повышения квалификации, участ­вует в конкурсах. Я не преминула спросить, какой погоды ждать нынешней зимой. “Много рябины, — ответила М.Никифорова, — зима будет морозной”. Кстати, садик называется “Рябинка”.
В составе творческой группы старший воспитатель участ­вовала в 2006 году в конкурсе педагогических инноваций, заняла третье место. В этом году тандем заведующая — методист в конкурсе интернет-страниц тоже среди призеров.
При определении лучшего педагога в конкурсе на грант Президента ЧР учитывалось множество критериев, в том числе успехи детей. Например, Семен Матлаш, посещавший дет­ский сад № 27, победил во всероссийском конкурсе рисунка, изобразив “Бежин луг” И.Тургенева, а работ было свыше 5 тысяч.
У Риты есть сын Семен, ему всего один год и десять месяцев. Мама-профессионал знает, какой вид занятий с ним в каком возрасте предпочтителен. Она убеждена, что не надо торопиться учить его читать и считать, ребенок должен наиграться. Родители порой доходят до абсурда, показывая буквы грудным младенцам. До трех лет надо знакомить с окружающим миром, учить действиям с предметами, прививать навыки самообслуживания.
Многие педагоги грешат строгостью по отношению к своим детям. Рита старается предоставить как можно больше самостоятельности малышу, не теряя над ним контроля. Со временем отправит его в бассейн, пусть плавает. Вечером мама обливает ему прохладной водой ножки, малыш ходит босиком по ковру. Оказывается, ходить босиком полезно для развития речи, ведь на ступнях есть специальные рецепторы! Если папа чем-то занялся дома, кроха тут как тут, названия инструментов знает, своя ножовочка у него, молоточек — пока игрушечные.
Каким должен быть воспитатель?  И в который уже раз слышу: “Главное — любовь к детям, доброта, профессионализм. Надо уважать малышей, относиться к ним, как к себе”. Работать нетворчески неинтересно, считает Маргарита, да это и невозможно, ведь все дети разные и требуют разного подхода.
Попросила педагога-грантовика дать совет родителям. Надо читать детям русскую детскую литературу, порекомендовала Маргарита Валентиновна. Мультики наши тоже лучше. Но смотреть их надо лет с 5, и то по 5-10 минут: “Все эти Шреки по часу идут, вредно”. Годам к 7 можно осваивать компьютер, ведь без него нынче не обойтись, но долго перед экраном монитора сидеть тоже нельзя, минут 10-15.
Из окна зимнего сада детсада увидела, как упругие крупные капли дождя застучали по крышам, и рябины у “Рябинки” моментально омылись. Пришла домой. По телеканалам сплошной негатив — пожары, маньяки и неутешительный курс доллара. А в детском саду все как на другой планете. Что ж, так, наверное, и должно быть. Пусть хоть в детстве люди лепят, рисуют, танцуют и поют. И пусть будут рядом с ними такие наставники, как Маргарита Никифорова.