Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

От мальчика до Берии, или Как подняться над суетой

Директор ДК “Салют” Алексей Болдырев.  Фото из домашнего архива А.Болдырева.От мальчика до Берии, или Как подняться над суетой

Директор ДК “Салют” Алексей Болдырев. Фото из домашнего архива А.Болдырева.


2

Как-то читала интервью с молодым актером. Мне запомнились слова его наставника: “Ты сейчас не умеешь ничего, но у тебя есть самое главное — право выходить на сцену. Пожалуйста, сохрани это право на всю жизнь”.

Тем большее право имеет человек, за плечами которого хорошее образование, талант и неизменное желание приносить радость людям. Таким, на мой взгляд, является Алексей Болдырев, актер, директор ДК “Салют” и просто очень интересный человек.
— Алексей Валериевич, как начиналось ваше актерство?
— Впервые выскочил на сцену в шесть лет. Папа был актером в Саратовском театре юного зрителя, взял меня на спектакль. Но за действом я наблюдал из-за кулис. Было плохо видно, я и вышел, чем вызвал оживление в зале.
— Ходили в какой-нибудь драматический кружок?
— Пока учился в школе, занимался в народном театре Дома ученых. К старшим классам определился с профессией и поступил в Саратовское театральное училище имени Слонова, отец, Валерий Владимирович Болдырев, учился там же.
— Прочитала в вашем резюме, что вы еще окончили детскую музыкальную школу по классу баяна с отличием и театральное училище по специальности “Актер драматического театра” — тоже с отличием. Интересно было в училище?
— Ой, нас обучали сценическому фехтованию, разным танцевальным направлениям, акробатике, сценическому движению. Было безумно интересно! Через столы и стулья прыгали, что только не делали! Дипломный спектакль ставили по роману Александра Фадеева “Молодая гвардия”. Я играл Олега Кошевого. После премьеры съездили в Краснодон, где посчастливилось пообщаться с Валей Борц, сестрами Сергея Тюленина и Вани Земнухова.
— В Чувашии как оказались? По распределению прибыли?
— Распределения тогда уже не было. К нам приезжали “купцы”, так называют главных режиссеров театров, которые смотрят спектакли и выбирают себе выпускников. Прибегает как-то мой однокурсник Саша Давыдов. “Слушай, — говорит, — там режиссер из Чебоксар, ему нужен мальчиковый план”. Главный режиссер Русского драматического театра Марк Иосифович Зильберман ставил тогда спектакль “Все в саду” по пьесе американского драматурга Эдварда Олби, там должен быть мальчик лет 12. Я говорю: “Да я вроде не планировал в Чебоксары ехать”. У меня на тот момент уже было пять приглашений, но выбрал Чувашию.
— Вы так юно выглядели?
— Когда при поступлении в училище было собеседование, наш будущий педагог народная артистка России, профессор Римма Ивановна Белякова мне сказала: “Имейте в виду, какая вас ждет актерская судьба. Не рассчитывайте на роль Ивана Грозного, Яго или Отелло. У вас такой типаж, что до сорока лет будете играть мальчиков и вас будут приглашать в ТЮЗы”.
Буквально на другой день после окончания учебы на самолете полетел в Чебоксары. Ночью прилетел — и сразу в работу.
— В какую?
— В очень интересную. Коллектив как-то сразу меня принял, и я тут же его полюбил. Марина Ефимовна Каширская, Анна Яковлевна Григорова, Валентина Митрофановна Гудкова — это корифеи, было у кого поучиться. Потом работал в Чувашском ТЮЗе, затем пригласили в русский ТЮЗ в Тбилиси. Театр этот был основан братом Самуила Яковлевича Маршака Николаем. Там начинали работать выдающиеся театральные деятели Георгий Александрович Товстоногов и Евгений Алексеевич Лебедев. Потом вернулся в Чебоксары.
— Почему?
— Потому что звало и манило, и не отпускало. Очень были сильны воспоминания о первом приезде в Чебоксары. Тогда в свете луны мне показали памятник Гагарину и театр, в котором предстоит работать. Так эта картинка в памяти и осталась. Почему-то захотелось все бросить и подойти к памятнику. В Русском драматическом театре проработал до 1995 года.
— Трудные наступили времена?
— Ситуация складывалась сложная для актеров. Я уже женат был, на руках маленький ребенок. Ушел. Основали с женой собственное дело, свою театральную школу “Центротеатр-Чебоксары”. Набирали подростков 14‑15 лет, учили их основам профессии.
— А жена кто по профессии?
— Супруга, Изида Вениаминовна Погильдякова, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, театровед, сейчас преподает историю театра.
— Ваши тогдашние ученики по­шли по вашим стопам?
— Конечно. Наши ребята танцуют в разных ансамблях, в том числе в Чувашском государственном ансамбле песни и танца. Кто-то учится в Нижегородском театральном училище, Казанской академии культуры, Санкт-Петербургской театральной академии.
— В какой роли чувствовали себя лучше всего?
— Если иметь в виду роль в театре, то это Лаврентий Берия. В этом спектакле ставилась попытка не создавать растиражированный в средствах массовой информации образ злодея, а попытаться понять диалектику судьбы человека. Мне интересен был острый ум, властность партийного деятеля, хорошего организатора и умелого интригана.
— Вы так изменились внешне?
— Нет, там наносился очень сложный грим. Шили генеральский костюм на заказ, заказывали пенсне. Я вообще там не должен был играть, но режиссер был открыт для каких-то новых интересных решений, и я решил показать, как я вижу определенную сцену. Режиссеру понравилось. Знакомые меня в этой роли не узнавали, настолько все оказалось принципиально другое: голос, внешность, пластика.
Мне нравится играть совершенно противоположные образы. В Тбилиси ставили спектакль “Кот в сапогах”. Я играл Жака, владельца кота, наивного, влюбленного в принцессу. Людоед проделывал такую интересную штуку: чтобы подобраться к принцессе, он превращался в Жака, обманывал ее таким образом. Театральный эффект — вместо него выхожу я, но уже играю не простака Жака, а злодея людоеда, превратившегося в Жака.
— Интересно, актеры, вживаясь в роль, перенимают черты своего героя?
— Еще Николай Черкасов писал в своей книге “Записки советского актера”: “Не думайте, что мы живем этим”. Здесь идет чистое лицедейство, я действую от лица кого-то. Я принимаю новые правила игры, новые условия и включаю свои эмоциональные и нервные ресурсы, которые нужны именно для этой роли.
— В жизни вы не лицедействуете, не играете, не используете свои актерские возможности?
— А как иначе существовать? Будет скучно. Всегда есть возможность где-то поиграть. Конечно, не могу сказать, что я всех обманываю, что на самом деле не такой, каким кажусь. Просто может присутствовать элемент игры.
— Хотелось бы, чтобы ваш сын стал актером?
— Мой отец, зная всю изнанку этого дела, не хотел, чтобы я был актером, и я не хочу, чтобы мой сын Вацлав им стал. Он посвятил себя музыке, и дай Бог.
— Считается, что актерство — работа нервная, которая укорачивает жизнь.
— О, нет, если бы я сидел за конвейером, вот это было бы страшно: целую смену делать одно и то же движение! Театр — это такая вещь, когда все постоянно новое. Если даже ты сыграл роль в спектакле 50 раз, то в 51-й раз играешь с новыми ощущениями. Театр воспитал во мне необходимость, с одной стороны, смотреть на жизнь иронично, с другой — желание что-то постоянно менять.
— И часто происходят перемены?
— Да, например, у меня был “роман” с Чувашским радио, где я вел юмористическую страничку в субботней передаче “Посидим у русской печки”. Был цикл масштабных передач о корифеях Русского драматического театра.
— Однако вы изменили Чувашскому радио, предпочтя телевидение?
— Меня пригласили вести цикл передач для детей. “Дом сказок” пользовался популярностью. Буквально после выхода первого выпуска малыши на улице показывали на меня пальцами.
— Каково это, наутро проснуться знаменитым?
— Конечно, приятно, что тебя узнают, однако со временем начинает надоедать. Когда стал вести на МТВ в паре с Викой Петровой утреннюю программу “Просыпайся!”, на улице только и слышалось “смотри-смотри”. Хотелось спрятаться.
— Были курьезные случаи?
— Мы с Викой в эфире, подводим к очередному сюжету. И тут вдруг гримеру кажется, что у Вики что-то не то с гримом. Думая, что уже пошел сюжет и на экране нас нет, женщина-гример не спеша выходит, поправляет грим и удаляется. Это все наблюдает зритель. Потом, конечно, директор “Местного телевидения” Марина Зубкова говорила, что надо было как-то отреагировать, сымпровизировать, но на нас нашел ступор.
— С 2001 года вы директор ДК “Салют”. Чего в вас больше: хозяйственника или актера?
— Наверное, и того, и другого должно быть поровну. Если бы я был просто хозяйственником и творчество меня не интересовало, неизвестно, как бы наш ДК позиционировал себя в городе. А так, считаю, у нас хороший имидж. Образовался актив горожан, которые знают Дворец, любят его, живут его жизнью. Любое учреждение культуры должно обрастать, как мхом, людьми.
Конечно же, такой образ создается не за один день. За время моей работы в ДК проведено более 500 культурно-массовых мероприятий для ветеранов войны и труда, среди которых Второй международный фестиваль военного кино имени Озерова, фестиваль творчества пожилых “Соловьиная роща”, посвященный 60-летию Великой Победы. У нас еще есть патриотическая программа для школьников “Кино России”. Учащиеся приходят всем классом на военные фильмы, устраиваем патриотические фестивали.
Работа с пожилыми людьми и инвалидами — это тоже важно. Провели рес­публиканский фольклорный фестиваль творчества пенсионеров — инвалидов по зрению “Прославляем старину!”. С 2003 года осуществляем проект “Центр общественного досуга для граждан пенсионного возраста”. В 2006‑м он стал победителем общероссийского конкурса социальных проектов “Наши родители” в номинации “Активная жизнь”, проводившегося при поддержке партии “Единая Россия”. В 2008 году на его основе Чебоксарское городское Собрание депутатов приняло целевую программу “Серебряный век России” на 2009-2012 годы. В 2009-м ДК “Салют” стал лауреатом городской премии “Общественное признание”. За победу в Открытом виртуальном фестивале художественного творчества молодых инвалидов “Блуждающие звезды” получили грант Президента Чувашской Республики.
— А кто из известных людей к вам приезжал?
— Много, например, композитор Евгений Павлович Родыгин. Может, его фамилия и не на слуху, зато все знают его песни “Уральская рябинушка” (“Ой, рябина кудрявая”) и “Едут новоселы” (“Здравствуй, земля целинная”).
— Люди думают, что они народные.
— Про “Рябинушку” так думали долгие годы. Хрущев поехал на целину, когда эта песня уже звучала. Была какая-то встреча, на которой присутствовали представители творческих союзов. Хрущев назвал песню гимном целинников и спрашивает у Хренникова: “Тихон, кто написал песню?”. После Евгению Павловичу сразу же дали квартиру. Он безумно интересный человек, бодрый и веселый, хотя ему 83 года было, когда он приезжал.
Выступали у нас известные актеры Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, супруги, помните “Рожденные революцией”?
— В 1991 году вы окончили Саратовский государственный университет имени Чернышевского по специальности “История”. И сегодня продолжаете учиться, на инязе в ЧГПУ осваиваете немецкий язык. Зачем?
— Хочется еще выучить китайский, иврит. Да много чего хочется!
— Любите историю?
— Это был один из моих любимых предметов. Знание истории расширяет горизонты. “Поднимись над суетой” — есть такая песня у Пугачевой. Когда все идет по привычному кругу, кажется, что это и есть жизнь. А поднимаешься — видишь дальше и шире.

  • Директор ДК “Салют” Алексей Болдырев.  Фото из домашнего архива А.Болдырева.

Комментарии

Изображение пользователя 16 марта.

Какой интересный человек! Мне нравится, когда узнаешь из интервью новое. Здесь и рассказчик предстает так, будто сам с ним беседуешь. Вообще- то, я интервью не читаю. Жалко. что не живу в чебоксарах, отвела бы детей в это ДК. Вопрос: я там видела рейтинг, щелкаю- ничего не получается
Изображение пользователя а я буду 17 марта!.

Я выбираю по автору, по названию или по герою. Здесь все три составляющих совпадают, нравится все три позиции. Я вообще Чебоксарам завидую в смысле ДК, там больше возможностей найти единомышленников, хороший клуб, чтобы развиваться самой и развивать детей
Изображение пользователя я тоже буду 17 марта.

Давайте обсудим возможности учреждений дополнительного образования в нашем городе. Все же наверное детей куда-то водят. В Чебоксары не наездишься!
Изображение пользователя 18 марта.

Откуда кружки берут деньги на зарплату ? Мне очень интересно знать
Изображение пользователя настоящий.

По ходу они на хозрасчете. Хочется мне тоже определиться, куда вести.
Изображение пользователя настоящий.

Поспрашивали мы тут. В ЦТДиЮ кружки бесплатные, там есть только добровольные пожертвования. Значит, зарплату берут откуда-то еще.
Изображение пользователя зритель.

Я бы в это ДК пошел, жалко, что далеко.
Изображение пользователя родитель.

Давно хочу языки поучить, но где взять время? Наверное, пусть дети чуть подрастут. Хотя карьеру надо делать сейчас и сегодня!
Изображение пользователя настоящий.

Да-а-а-, языки нужны. В той же Германии бываю, знаний не хватает
Изображение пользователя Если проблема.

В той же Германии все говорят по- английски! АС английским нигде не пропадешь!
Изображение пользователя Горожанка горожанка.

Поздравляю Алексея с днем рождения! Пусть творческие силы никогда не иссякнут!