Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Шероховатости профильного образования

Шероховатости профильного образования Круглый стол Профильное образование

Шероховатости профильного образования


Перед началом нынешнего учебного года на августовской педагогической конференции была озвучена проблема неэффективности существующей системы профильного обучения в Новочебоксарске. О том, как обстоят дела сейчас, что необходимо предпринять для улучшения ситуации, “Грани” предложили обсудить за круглым столом. Для этого пригласили в редакцию главного специалиста отдела образования администрации Новочебоксарска Юлию Бочарову, старшего методиста МКУ “Центр финансово-производственного обеспечения и информатизации Новочебоксарска” Антона Ширшова, депутата городского Собрания директора школы № 20 Александ­ра Матвеева, заместителя директора гимназии № 6 Ренату Михайлюк и депутата Госсовета Чувашии руководителя ЗАО “НПП “Спектр” Сергея Михеева.

Журналист: Напомню суть проблемы. Профильные 10-е и 11-е классы (в них те или иные дисциплины согласно профилю учащиеся изучают углубленно, на это отводится больше часов) в Новочебоксарске существуют, но не дают того результата, на который были рассчитаны. В частности, средний балл ЕГЭ по информатике в профильных классах оказался не только ниже среднереспубликанского и городского уровней, но и ниже, чем в некоторых классах, где информатика не являлась профильным предметом. Похожая ситуация и по нескольким другим дисциплинам. Почему так происходит?
А.Ширшов: Мы проанализировали итоги трех последних лет. Нельзя рассматривать профильное образование только в разрезе тех или иных дисциплин. Гораздо большее значение имеют школа и преподаватель. Если педагог не очень сильный, то сколько профильных часов ему ни дай, заметного результата не будет. Справедливо и обратное: учитель-профессионал и за небольшое количество часов сможет в непрофильном классе вложить в своих учеников хорошие знания, что и подтвердит ЕГЭ.
 В такой ситуации сама идея профильного обучения себя дискредитирует. И эту проб­лему надо решать.
Ю.Бочарова: В идеале система должна работать следующим образом. Каждый ученик 8-9-го класса выбирает будущую профессию и решает, какой профиль ему необходим. Затем для обучения в 10-м переходит в выбранный профильный класс, при необходимости меняя школу. Однако так не происходит. На мой взгляд, 90 процентов школьников не готовы покинуть сложившийся коллектив, своих учителей, а тем более друзей. Поэтому эти дети предпочтут учиться по профилю, который им не интересен, и углубленно изучать “нелюбимые” предметы, зато заниматься в родных стенах в привычной обстановке.
А.Матвеев: Конечно, главная проблема — кадровая. Но я хотел обратить внимание на такой аспект, как наполняемость школ. Невозможно организовать профильное образование, если в учебном заведении один десятый класс. Их должно быть не меньше трех, чтобы у учеников был выбор. Поэтому необходимо школы укрупнить. В условиях нашего города это можно сделать, допустим, с расположенными по соседству школами № 4 и 5, № 14 и 16. При этом задействованы будут оба здания, ученики и учителя останутся на своих местах. Единственное, вместо двух директоров будет один.
Журналист: Может так случиться, что ребенок выберет математический профиль и лишь спустя полгода поймет, что это не его... Что делать в таком случае?

А.Матвеев: Право на ошибку, безусловно, должно быть. Когда в школе три десятых класса  в параллели (соответственно и три профиля обучения), то выбрать есть из чего. В крайнем случае, перейти в другой коллектив. Если же профильный класс один, то школьник так и учится скрепя сердце.  

С.Михеев: Ошибаться могут не только школьники. Моя старшая дочь хорошо сдала экзамены и поступила в Высшую школу экономики. Баллы позволяли выбрать самое популярное направление “Экономика”. Его и предпочли. Прошло три года, и лишь переход на другой факультет показал, что руководствоваться при выборе специальности следует не модой, не тем, что сказали родители, а своими ощущениями.    

Р.Михайлюк: Учащиеся 10-х классов гимназии на каникулах проходят социальную практику (профессиональные пробы) на предприятиях Новочебоксарска. В течение недели ребята видят, в чем заключается работа специалиста той или иной профессии, соответственно делают выводы, хотели бы они здесь трудиться или нет. Договора мы заключаем с больницами, аптеками, банками, промышленными предприятиями... К примеру, один наш десятиклассник хочет стать химиком. После недели, проведенной в НПП “Спектр”, желание это только укрепилось.
С.Михеев: Наше предприятие тесно сотрудничает с гимназией № 6 и кафедрой физической химии химфака ЧГУ. Цель одна — привлечь молодежь в химическую отрасль, ведь очень интересная профессия, которая позволяет заработать на хлеб насущный.

Ю.Бочарова: Профориентация в девятых классах школ города идет в течение всего учебного года. Это помогает будущим десятиклассникам выбрать профиль правильно.

Журналист: Какие выводы по теме организации профильного образования сделаны? Что изменилось?

А.Ширшов: Раньше список профилей был достаточно велик. В этом году Минобразования ЧР унифицировало его, в результате осталось 13. Каждому профилю соответствуют свои экзамены (их предстоит сдавать в форме государственной итоговой аттестации), это тоже новое. На следующий учебный год школы Новочебоксарска выбрали 9 профилей. Что касается выводов, то их сделали сами школы, заменив неэффективные профили на другие.

Ю.Бочарова: В следующем учебном году лишь одна подгруппа одного класса в школе № 19 будет универсальной, все остальные в нашем городе имеют тот или иной профиль, поскольку обучение в 10‑11-х классах подразумевает профильное обучение. Этого требуют и стандарты в образовании.

  • 891.jpg