Поправки лишь инструмент, или Сознательным на заметку
Пояснения к новым законодательным инициативам призваны ответить на всевозможные вопросы тех, на кого они направлены, но иногда они, наоборот, вызывают больше тех самых вопросов. Автовладельцы и другие участники дорожного движения не исключение. Сегодня ответим на некоторые обращения наших читателей.
Знака нет, а штраф есть
- Слышал, что с 1 января 2026 года вступят в силу поправки в ГОСТ, которые вводят новые знаки дорожного движения. Расскажите, что изменится для водителей и пешеходов? Валерий Михайлов
Отметим, что многие из этих поправок требуют внесения изменений и в ПДД. Явный пример — табличка “стоп” в горизонтальном и вертикальном виде. То есть можно будет устанавливать либо ту, либо другую. Возможно, новая табличка избавит кого-то из пешеходов от необходимости пригибать голову, а также даст больший горизонт видимости водителю.
Но при этом такую табличку разрешено не устанавливать перед светофорами на регулируемых перекрестках и переходах. Решение спорное: в таких местах зачастую установлены камеры. Если стоп-линия стерлась или занесена снегом, водитель получит штраф за ее пересечение — знака-то нет.
Кроме того, вводятся новые совмещенные знаки. Например, знак парковки, на котором в том числе обозначено, что она платная или для инвалидов. Теперь предлагается на этих знаках к тому же указывать способ парковки автомобиля: параллельно тротуару, с заездом на него, “елочкой” и т. д.
Если впереди по дороге уложен “лежачий полицейский”, то предлагается совместить знак рекомендуемой скорости со знаком искусственной неровности.
Также появится новая табличка “Направление действия знака”. Она должна показывать, на какую проезжую часть распространяется действие знака. Вот только понять эту табличку для водителя, который обучался правилам давно, — задача, мягко говоря, трудновыполнимая. Разработчики же стандарта считают, что он актуален для магистралей с дублерами.
Управа на опасных
- Правда ли, что за опасное вождение водителей начали привлекать к уголовной ответственности и эта практика сейчас распространяется по регионам? Николай Митин
Напомним, правилами дорожного движения запрещено опасное вождение. Это довольно расплывчатый термин. Он означает неоднократное совершение одного или нескольких нарушающих правила действий, если они повлекли угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспорта или причинения иного материального ущерба, а именно:
перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Термин этот появился в ПДД еще в 2016 году. Однако наказание за такое вождение не предусмотрено. Но в ГИБДД нашли способ привлекать подобных лихачей к ответственности.
В Уголовном кодексе есть статья 267.1. Она предусматривает наказание за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, в виде штрафа от 150 до 300 тыс. рублей либо ограничения или лишения свободы на срок до двух лет.
И хотя эта статья появилась в 2017 году, впервые ее взяли на вооружение только в 2025-м. Первый случай привлечения к ответственности водителя-лихача по этой статье произошел в Дагестане.
Некоторые юристы посчитали такую практику вполне приемлемой. Вот только наказание, по их мнению, назначается довольно мягкое.
По Уголовно-процессуальному кодексу можно назначать дополнительное наказание, которое не предусмотрено данной статьей. Но штраф-то уголовный. И такие водители получат помимо него в “награду” еще и судимость.
И все же главное в новой практике то, что на агрессивных водителей, которых до сих пор вообще не могли привлечь за множество нарушений, все-таки нашлась управа.
На учет становись
- С 1 марта изменились правила регистрации автомобилей. Кого и как они затронут? Марина Максимова
Самое простое изменение — больше не потребуется предъявлять полис ОСАГО для регистрации машины. Это связано с тем, что в России начали массово продавать полисы короткого действия, даже на один день. Очевидно, что поставить с таким полисом машину на учет в Госавтоинспекции вообще не проблема. Однако это послабление не отменяет обязанности иметь полис. Ведь без него просто запрещено передвигаться.
Еще одна новация — отказ в регистрации может последовать, если утилизационный сбор за автомобиль не уплачен в полном размере.
Напомним, что у нас действуют два вида утилизационного сбора. Первый рассчитан на то, что человек сам себе привез автомобиль в личное пользование, это льготный сбор. Автолюбитель уплачивает в казну 3400 рублей за машину до трех лет и 5200 рублей за машину старше трех лет.
Второй же — для перепродажи. Постановлением Правительства РФ установлено, что льготный распространяется только на тех, кто в течение 12 месяцев не продавал новую движимую собственность.
“Ввез на территорию России некий Иван Иванович машину. Поставил на учет. Таможня сообщила, что ввезена машина по льготному тарифу. И до истечения 12 месяцев производить какие-либо регистрационные действия с этим автомобилем может только тот, кто его ввез. Устанавливается ограничение на регистрационные действия. То есть если он его продал, то новый автовладелец не сможет поставить автомобиль на учет, пока не истечет год с момента ввоза машины.
В этот период машину можно поставить на учет на другого человека, но только в том случае, если утильсбор будет уплачен в полном объеме. Как за машину, которая ввезена в качестве товара. А разница существенная — до полутора миллионов рублей”, — пояснили в Госавтоинспекции МВД России.
Также не сможет поставить на учет машину гражданин, который в течение года ввез более одного транспортного средства, оформив на дополнительные машины льготный утильсбор.
Еще один важный момент: новый закон предусматривает возможность прекратить регистрацию автомобиля досрочно.
До сих пор было так: покупал человек машину, потом ездил на ней месяцами, а штрафы приходили предыдущему собственнику. Причем изменить историю прежний собственник мог только спустя 10 дней после подписания договора купли-продажи. То есть только тогда он мог обратиться в регистрационное подразделение Госавтоинспекции с просьбой прекратить регистрацию машины.
Сейчас всё стало проще. Автомобилист, продавший свою машину, может в тот же день прекратить регистрацию транспортного средства. Буквально после подписания соответствующего договора.
Кстати, также появились и новые основания для снятия с учета автомобиля. Например, если машина была уничтожена в результате пожара или просто разбита настолько, что восстановлению не подлежит. В случае, если автомобиль был похищен и находится в розыске, — тоже.
Проверка слуха
- Правда ли, что с 1 апреля перестала действовать отсрочка по замене прав? Степан Мухин
СМИ и даже некоторые официальные каналы 1 апреля сообщили, что с этого дня отменяется отсрочка на замену водительских удостоверений по истечению их срока действия.
Можем ответить коротко: нет, ничего подобного на законодательном уровне даже не анонсировалось.
Напомним историю вопроса. В 2022 году вышло постановление Правительства РФ. Согласно ему водительские удостоверения, срок действия которых истекал с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, стали действительными еще на три года.
Затем вышло другое, оно также на три года продлевало действие водительских удостоверений, срок которых истекает 31 декабря 2025 года. И это постановление никто не отменял.
В итоге тем водителям, срок действия прав которых истек еще в 2022-м, в этом году действительно необходимо поменять водительское удостоверение до месяца, в нем указанного. На них новая отсрочка не распространяется.
Водителям, срок действия прав которых закончился в 2023 году, можно ездить по ним до 2026-го включительно, если срок истек в 2024-м, — до 2027 года. А тем водителям, срок действия водительского удостоверения которых истекает в 2025 году, можно ездить до 2028-го, до того месяца, который указан в правах.
Единственное, что вступило в силу с 1 апреля для водителей, — это отмена льготного обмена иностранных водительских удостоверений. Если раньше их меняли просто так, то теперь потребуется сдавать экзамен по теории для водителей легковушек и мотоциклов. А водителям грузовиков и автобусов придется еще проходить обучение в автошколах и после этого сдавать и теорию, и практику.