Что изменится в России с 1 октября 2024 года

Андрей АВЕРИН: Говорим об актуальных проблемах текстом XIX века

Актер Русского драматического театра Андрей АВЕРИН.Андрей АВЕРИН: Говорим об актуальных проблемах текстом XIX века

Актер Русского драматического театра Андрей АВЕРИН.

“Я не хочу сделать из детей актеров. В театральной студии я, как и мой мастер, учу их одному — быть личностями, как бы это громко ни звучало”, — говорит Андрей Аверин.Андрей АВЕРИН: Говорим об актуальных проблемах текстом XIX века

“Я не хочу сделать из детей актеров. В театральной студии я, как и мой мастер, учу их одному — быть личностями, как бы это громко ни звучало”, — говорит Андрей Аверин.

Для Андрея Аверина Новочебоксарск стал родным городом благодаря его супруге Ольге. Выходные они предпочитают проводить с детьми в Ельниковской роще. Фото из личного архива А. АверинаАндрей АВЕРИН: Говорим об актуальных проблемах текстом XIX века

Для Андрея Аверина Новочебоксарск стал родным городом благодаря его супруге Ольге. Выходные они предпочитают проводить с детьми в Ельниковской роще. Фото из личного архива А. Аверина


0

“Не советую поступать в театральный”, — сказал актер, влюбленный в свою профессию. А всё потому, что за любой успешной премьерой стоит большой труд. Актер Русского драматического театра Андрей АВЕРИН родился и вырос в Магнитогорске, окончил Екатеринбургский театральный институт. На одну из главных сцен Чебоксар попал благодаря режиссеру Сергею Юнгасу в 2015 году. О своем пути в профессии, влиянии русской драматургии на человека и о Новочебоксарске актер рассказал в интервью газете “Грани”.


— Почему выбрали именно театральный институт?
— Это достаточно банальная история. В девятом классе я не мог определиться, кем хочу стать. Магнитогорск — небольшой рабочий город. Там три пути: играть в хоккейной команде, поступать на юридический факультет, как сделали многие мои друзья, или работать на металлургическом комбинате. Ни к одному у меня душа не лежала. А тест на профориентацию показал, что у меня предрасположенность к театру. И меня отправили в театральный кружок.
— А после окончания школы поступили в Екатеринбургский государственный театральный институт?
— Вообще я сначала поступал в Московский художественный академический театр. В Челябинск приезжали представители МХАТа и проводили онлайн-отбор. Я подготовил программу на военную тему. Представляете, да? Молодой парень берет серьезную литературу, в которой ничего не понимает.
Мало того, я еще и первым должен был выступать. Захожу, а там огромный экран, камеры со всех сторон, передо мной сидят мастера. Да еще говорят, что должен подойти Олег Табаков. У меня начался мандраж.
Выступил я ужасно. Не прошел, естественно. И это на самом деле хорошо. Потому что с тогдашним легкомысленным отношением к жизни меня бы отчислили через месяц. В Екатеринбурге мне попался очень терпеливый мастер Андрей Неустроев, который из меня выдавил всё это ненужное уральское нутро.
— Когда оканчивали институт, было осознание, что вы нашли свой путь?
— У меня вообще осознание того, что такое профессия актера, театр и драматическое искусство, пришло в середине третьего курса.
На втором мы начали готовить наш дипломный спектакль. Это были две одноактные пьесы Мольера. И в первой мне дали главную роль. Мы начали репетировать, но у нас ничего не получалось. И через год мастер решил перетряхнуть все составы, устроил кастинг. И по итогу мне вообще роли не досталось. Вот тогда у меня в голове что-то щелкнуло.
Я взялся за учебу, начал книжки читать, что-то смотреть, подходить к делу более осознанно. Мне нравилась главная роль во второй пьесе. Я начал готовиться к ней и в итоге добился ее.

Не стоять на месте
— В одном интервью читала, что вам нравится на сцене кривляться, дурачиться. Сейчас замечаю, что ваше амплуа изменилось. Одна из последних ролей — Иван Карамазов из романа Достоевского.
— Стоять на одном месте нельзя: ты либо идешь вперед, либо катишься вниз. Поэтому нужно постоянно развиваться. В этом мне помогают видеоуроки, подкасты и обязательно классическая литература.
Я вот лично сам поменялся очень сильно после работы над Иваном Карамазовым: стал спокойнее, выдержаннее, более отстраненно на всё смотреть. Вот пример того, как литература влияет на человека.
Я понял, что в русской драматургии есть свои Гамлеты. Их только нужно открыть. У Салтыкова-Щедрина есть замечательный роман “Господа Головлевы”. Я с радостью попробовал бы сыграть роль Иудушки.
— Как, играя человека XIX века, оставаться актуальным для современного зрителя?
— Константин Станиславский каждое утро брал газету и узнавал, что происходит в мире. Он читал все новости, от спорта до политики.
Современный театр — это когда ты говоришь на актуальные темы текстом XVII-XIX веков. И конечно, без понимания современной культуры, того, что происходит в мире, невозможно играть. Жизнь меняется, и театр меняется тоже.
— А приходится ли импровизировать на сцене?
— Театр — это сплошная импровизация. Но импровизация, как бы это парадоксально ни звучало, должна быть подготовлена заранее. Произошла какая-то нештатная ситуация: кто-то не вышел на сцену, забыл текст — всё, включается импровизация. Театр интересен этой сиюминутностью. И спектакль каждый раз разный. Например, кто-то встал не с той ноги, и спектакль по-другому пойдет.
— Вот вы пришли в плохом настроении, а вам надо играть веселую комедию. Как в таком случае настроиться?
— Это как раз тонкости профессии. Профессиональные актеры делают акцент на технике, это тот уровень мастерства, когда ты по щелчку пальца можешь перестроиться в образ своего героя.
Олег Табаков играл так, что в зрительный зал рыдал настоящими слезами, тут же поворачивался и корчил рожи, потом поворачивался и снова рыдал— и весь зрительный зал верил. Это техника высочайшего уровня. И мы все к этому стремимся.

Ребенка не обманешь
— Вы ведь еще играете и в детских спектаклях. Есть ли разница выступать перед взрослой и детской аудиторией?
— Да, разница колоссальная. У ребенка чистое восприятие. Его не обманешь. Либо ты ему интересен и он тебе верит, либо нет. Поэтому и отдаваться там нужно на все 200 процентов. Выходя к детям, я ставлю себе одну цель — порадовать их.
Театр не воспитывает зрителя, он является неким увеличительным стеклом нашей жизни. Он существует для того, чтобы указывать на пороки общества, давать направление человечеству и каждому отдельному человеку.
В Новочебоксарске я веду театральную студию для детей “TeatrStudio21”. Я не учу их профессии, им это не нужно. Я, как и мой мастер, пытаюсь научить их быть личностями, воспитываю людей, как бы это громко ни звучало.
— В Русском драматическом театре вы уже работаете семь лет. Стал ли он за это время родным домом?
— Да. Мне очень нравится та тенденция, которую создает наш директор Дмитрий Капустин. Театр двигается в направлении омоложения зрителя, изменения стиля постановок. Он преображается и приобретает серьезный вес. И как такой театр может не стать родным?
Живу я сам в Новочебоксарске. Отсюда родом моя супруга Ольга. Все свободное время, выходные провожу здесь, со своей семьей. Новочебоксарск — отличный город, такой маленький и уютный, мне он очень нравится.
— Мы с вами говорили о театре. А все-таки, что в своей жизни вы ставите на первый план — семью или работу?
— Как говорит известный театральный режиссер Сергей Женовач, семья всегда должна быть на первом месте, а театр сразу же на втором. И я полностью с ним согласен. Жизнь намного многообразнее и интереснее. Ведь не случайно всё вдохновение театр берет из жизни.

  • Актер Русского драматического театра Андрей АВЕРИН.
  • “Я не хочу сделать из детей актеров. В театральной студии я, как и мой мастер, учу их одному — быть личностями, как бы это громко ни звучало”, — говорит Андрей Аверин.
  • Для Андрея Аверина Новочебоксарск стал родным городом благодаря его супруге Ольге. Выходные они предпочитают проводить с детьми в Ельниковской роще. Фото из личного архива А. Аверина