9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Куда скачут цены?

9

Нынешней осенью цены на продукты питания будто с цепи сорвались.  За первую неделю октября, по официальным данным, инфляция составила 1,5 проц. Сначала подорожал хлеб, следом макаронные изделия. Ну а на молочные начиная с июня цены поднимались трижды. В последний раз буквально на днях — во всяком случае, после того, как Федеральная антимонопольная служба заговорила о возможном сговоре производителей и намерении провести тотальную проверку.

Видимо, производители (или продавцы?) очень спешили “утвердить” новые цены, зная, что на прежние позиции их не вернут, сколько бы проверок ни было. Как пояснил заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР Анатолий Гаврилов, за последние три месяца закупочные цены на молоко увеличились с 5 рублей за один литр до 10, а розничные в среднем с 15‑16 рублей до 22-24. При этом, по его словам, себестоимость переработки осталась на том же уровне — то есть Чебоксарский гормолзавод не поднимал зарплату своим работникам, у него не увеличились затраты на грузоперевозки и прочие расходы. “Сейчас анализируем всю цепочку прохождения молочных продуктов, — сообщил он, — проверяем магазины, агропромышленные предприятия, выявляем, на каком этапе цены подскочили”.
Теперь призыв “Пейте, дети, молоко — будете здоровы” звучит несколько насмешливо. Многие ли родители смогут отныне ежедневно для своего чада тратить шесть рублей на стакан молока? А если в семье двое, трое и более детей? Малоимущим и пожилым как быть?
А качество соответствует цене? Не всегда. Чебоксарский гормолзавод зачастую молоко готовит из сухого, а информировать об этом потребителя не считает нужным. Возьмем бифидок. То он жидкий, как обрат, и, естественно, невкусный,то нормальной консистенции. Производитель пеняет на корову, дескать, “сырье” она дает плохое. Тогда надо снижать цены, а не повышать их.
“Неприлично” подорожал сыр, между прочим, тоже, как и молоко, источник кальция, так же необходимый детям и пожилым. Почему цены на него поползли вверх следом за сырьем, хотя на созревание сыра уходят месяцы и годы? Кто нагрел на этом руки?
Почти недоступными значительному количеству людей становятся творог, сливочное масло. “А “народный” продукт — растительное масло — стал стоить на 100 процентов дороже”, — отметил А.Гаврилов и подчеркнул, что это товар привозной.
Если резкий скачок цен на животноводческую продукцию государ­ственные мужи объясняют ситуацией, сложившейся на мировом рынке, то какие веские доводы можно привести в пользу подорожавших помидоров и других овощей нынешнего сезона по сравнению с прошлогодним?
Кстати, недавно Всероссий­ский центр изучения общественного мнения провел опрос, как россияне оценивают рост цен на продукты питания. Только у 5 процентов респондентов траты на питание составляют менее четверти семейного бюджета. У трети
опрошенных на еду уходят 25‑49 процентов доходов, у 41 проц. —  50-74 проц. А 16 процентов респондентов сказали, что проедают все заработанные деньги.
Галина МИРОНОВА.
P.S. Когда материал готовился к печати, в Доме правитель­ства под председательством премьер-министра С.Гапликова состоялось совещание по вопросам стабилизации цен на основные виды продуктов питания. Председатель КМ ЧР отметил, что торговая надбавка на социально значимые продукты не должна превышать 10 проц.  Для этого на предприятиях торговли и перерабатывающей промышленности, а также с сельхоз­производителями поручено провести работу по формированию социально ориентированной
ценовой политики.