А свою дачу построил, лишь выйдя на пенсию
Есть традиция в день рождения города вспоминать его первостроителей, старожилов, ветеранов, кто своими руками возводил объекты, ставшие достопримечательностью, визитной карточкой Новочебоксарска. За первые 30 лет его существования построены уникальные сооружения, которыми сегодня гордятся горожане:
Чебоксарская ГЭС, “Химпром”, комплекс спортивных объектов, ТЭЦ-3, ЦТДиЮ. Это было бы невозможно без творческого, самоотверженного труда тех, кто пришел сюда первым и, преодолевая лишения, бытовую неустроенность, среди полей и оврагов выстроил наш любимый город.
Один из таких людей — заслуженный строитель Чувашии, лауреат премии Совета Министров СССР, кавалер орденов Октябрьской Революции и “Знак Почета”, начальник СУ-45 стройтреста № 4 с 1975 по 1987 годы Николай Высоцкий.
Он с детства привык работать и любил труд. Мальчишкой в колхозе на Украине зарабатывал за лето 100-120 трудодней, а это 600‑700 кг пшеницы по осени и много другой сельхозпродукции. Во время войны хлебнул лиха, когда подростком был угнан в Германию. После
освобождения в 1945 году служил в армии семь лет. Уволившись в запас, строил Волго-Донской канал, Цимлянский гидроузел. В тресте “Гидромонтаж” способный и трудолюбивый парень за полтора года вырос от рабочего третьего разряда до бригадира монтажников. Высоцкий участвовал в строительстве Усть-Каменогорской, Южно-Уральской, Камской ГЭС. Окончил курсы для бригадиров-практиков в вечернем строительном техникуме и на следующей ГЭС — Воткинской — трудился старшим прорабом. Эту станцию в Пермской области сдали на два года раньше срока с оценкой “отлично”. Когда в сентябре 1963 года приехал на строительство Новочебоксарской ТЭЦ, был уже опытным специалистом, награжденным двумя медалями “За трудовое отличие”.
37-летний старший прораб Николай Высоцкий стал основателем новочебоксарского участка треста “Гидромонтаж” и возглавил строительство объектов, порученных этой организации.
Поначалу кранов и автотехники не хватало, а металлоконструкции с Урала поступали валом. Ими была забита грузовая станция Чебоксар. Николай Иванович сумел организовать постепенный вывоз, и вскоре база и территория вокруг стройплощадки стали одним огромным складом.
На месте котлована под будущую ТЭЦ неожиданно для проектировщиков оказалось много родников, здесь образовалось настоящее болото. Просчеты изыскателей пришлось устранять строителям. Решили защебенить основание и отвести воду, сделать мощную гидроизоляцию. Затем заармировали днище и залили тысячами тонн бетона. Вспоминая те дни, Высоцкий удивляется, как он выдержал огромное нервное и физическое напряжение того периода.
После ТЭЦ были большие объемы работ на химкомбинате. Кстати, за своевременный пуск производственного комплекса мягчителя-2 он в числе других работников удостоен премии Совета Министров СССР.
В 1975 году Высоцкого настойчиво приглашали в стройтрест № 4. А он сомневался: не хотелось покидать родной коллектив гидромонтажников, да и в зарплате изрядно терял. Но нажали в высоких партийных инстанциях, и Николай Иванович стал во главе крупного строительного управления —
№ 45. В нем трудились до 270 человек. К слову, тогда космонавт Андриян Николаев первым добился разрешения на врезку в газовую магистраль, и в его родное село пришло голубое топливо, централизованное теплоснабжение. Силами СУ-45 в Шоршелах возвели котельную, торговый центр. А в Новочебоксарске на берегу Волги работники управления построили биологические очистные сооружения, на ул. 10-й пятилетки благодаря им встало крупное текстильное предприятие — фабрика “Пике”. На селе строили коровники, объекты соцкультбыта, пионерские лагеря, возвели несколько жилых домов в Иванове, Ельникове.
На вопрос, в чем секрет успешной работы, Высоцкий коротко ответил: “Надо любить свое дело и уважать людей”. Он никогда не был бюрократом, личные проблемы, с которыми обращались к нему подчиненные, решал тут же на ходу, не предлагая прийти в приемные дни. А вот собственные откладывал на потом. Руководитель стройуправления посчитал возможным построить дачу, лишь только выйдя на пенсию.
На заслуженном отдыхе Николай Иванович почти 20 лет, но не хочет покоя. “Живу, пока работаю”, — утверждает Высоцкий.
Алексей МИГУНОВ.