Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Впереди премьеры, гранты, фестивали

4

Один за другим республиканские театрально-концертные учреждения открывают  новый творческий сезон.

Первых зрителей уже приняли Чувашские государственные театры юного зрителя им. М.Сеспеля,  оперы и балета,  кукол, а также Русский драматический. 14 октября распахнет двери перед поклонниками Мельпомены академический театр им. К.Иванова, 19-го — Чувашская государственная филармония, 23-го — академическая симфоническая капелла и, наконец, 29 октября — академический ансамбль песни и танца. Для двух коллективов — театра оперы и балета и ансамбля песни и танца — предстоящий сезон юбилейный.
О том, что ожидает любителей театрального искусства и музыки в ближайшие месяцы, шла речь на состоявшейся недавно в театре оперы и балета пресс-конференции. Задумок у коллективов театрально-концертных учреждений достаточно: премьеры спектаклей и творческие вечера, реализация грантов и гастрольные поездки.  
И до поры, пока слово не предоставили главному режиссеру театра юного зрителя им. М.Сеспеля Станиславу Васильеву, казалось, что театрально-концертные учреждения республики не испытывают никаких трудностей.  “Мы “изнашиваемся” изнутри, — так определил он нынешнее состояние  театра. — У одного из старейших театральных коллективов республики до сих пор нет своей сцены — арендуем ее у Дворца культуры тракторостроителей.  Износ автопарка составляет 100 процентов. План, спускаемый Министерством культуры Чувашии, губителен для нас, ведь 60 процентов его выполняются за счет гастрольной деятельно­сти. Труппа вынуждена в ущерб репетициям выезжать в сельскую местность. Может быть, следует выпускать меньше спектаклей, но лучше? 
Но беда не только в этом. Очень мало пьес на чувашском языке для детей, приходится самим переводить.  И мы очень хорошо почувствовали на себе мировой финансовый кризис. Школьники — наш основной контингент — стали меньше ходить в театр. Не знаю, как дальше жить”.
Речь главрежа не могла не отразиться на содержании последовавших выступлений. Главный дирижер театра оперы и балета Ольга Нестерова согласилась с тем, что к театрально-концерт­ным учреждениям предъявляются высокие требования, но сложные времена сейчас наступили для всех: “И у нас протекает крыша”.
Валерий Яковлев, художественный руководитель академического театра им. К.Иванова, посетовавший на сокращение бюджетного финансирования на театральные постановки, тоже предложил подумать над корректировкой планов, не ущемляя интересов зрителей и не снижая художественного уровня  постановок. Информацию об урезывании бюджета тут же опроверг первый заместитель министра культуры ЧР Вячеслав Фошин: “Постановочные сред­ства сокращать не будут”.
Проблемы есть, но не хотелось бы посыпать голову пеплом, нужно искать новые пути — такова позиция Русского драматического театра. Один из них — создание “представительств” в учреждениях  и на предприятиях для привлечения зрителей в театр. Время показало, что выбрано правильное направление.
Уязвимое место большинства театрально-концертных учреждений — техническая оснащенность сцены. Вопрос можно решить и решается за счет выигранных грантов. Их необходимость никем не оспаривается, напротив, прозвучавшее предложение “организовать еще какие-нибудь гранты” все с энтузиазмом поддержали.
Оптимистично настроен директор Чувашской государственной филармонии Николай Казаков: “Нас кризис не коснулся”. Правда, его тревожит нехватка “людей, желающих создавать что-то новое”. Учреждение,  кстати, возрождает хорошо забытую форму привлечения зрителя:  систему абонементов на концерты сезона.
Против обыкновения был немногословен директор экспериментального мим-театра “Дождь” Валерий Проворов. “Все есть, ничего не надо”,  — только и  сказал он. Наверное, это не совсем так. Похоже, за два года, в течение которых коллектив практически соб­ственными силами и на свои средства ремонтирует и обживает здание, доставшееся в наследство от библиотеки, художественный руководитель устал просить. Последнее “вливание” Министерства культуры в размере 400 тысяч рублей, конечно, нелишне: в театре протекает крыша. Денег же на ее восстановление требуется больше. Положение спасают открывшиеся в последние годы у В.Проворова способности хозяйственника, которые  позволили не только уложиться в выделенный “бюджет”, но и умудриться оставить заначку для отделки фойе и зрительного зала. В планах коллектива открыть театр к Новому году.
Как видим, несмотря на нерешенные вопросы, настрой у служителей искусства позитивный.  А значит, чуваш­ского зрителя ждут яркие, запоминающиеся премьеры, фестивали и встречи с любимыми актерами. 

Кстати

Принявшая участие в пресс-конференции начальник отдела искусств и образования Министерства культуры Альбина Алексеева сообщила, что вечерние спектакли в ТЮЗе и Русском драмтеатре начинаются в нынешнем сезоне в 18.00.
Изменение продиктовано принятым 24 июля 2009 года Законом Чувашской Республики “О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие”. Согласно статье 5 этого документа лицам, не достигшим 18 лет, запрещено находиться на улице без сопровождения взрослых с 1 июня по 31 августа с 23.00 до 6.00, с 1 сентября по 31 мая с 22.00 до 6.00.
В связи с этим министерство рекомендовало руководителям республикан­ских театрально-концертных учреждений установить с 1 сентября 2009 года начало проведения вечерних мероприятий с участием детей и подростков младше 18 лет с 18.00. До конца текущего года министерство совместно с театрально-концертными учреждениями будет вести мониторинг по данному вопросу.