В дефиците оригинальная фотография

Член жюри Андрей Баскаков с участницей конкурса.  Фото с сайта ЧГХМВ дефиците оригинальная фотография международный фестиваль молодежной фотографии

Член жюри Андрей Баскаков с участницей конкурса. Фото с сайта ЧГХМ


0

Такого обилия фотографий в стенах Чувашского государственного художественного музея любители фотоискусства Чувашии не видели с достопамятных совет­ских времен. Тогда, в 70-80-е годы прошлого столетия, обширная экспозиция работ фотографов из всех уголков огромной страны не была редкостью, а фотовыставки проводились с завидной регулярностью.

Нынешний международный фестиваль молодежной фотографии, прошедший с 28 июня по 1 июля в залах ЧГХМ, по масштабности, пожалуй, не уступает тем, тридцатилетней давности, а география участников даже расширилась, так как в его рамках была представлена фотография молодых европейцев и японцев.
Главная интрига закрутилась вокруг итоговой выставки победителей первого тура конкурса “Молодые фотографы России-2012”, участие в которой приняли 125 человек. Их творчество оценивало жюри, состоящее из представителей союзов фотохудожников России, Беларуси, Литвы, Болгарии и Польши. Среди 10 победителей оказались и два фотографа из Чувашии: Дмитрий Андрианов-Куданов и Иван Ярмощук. Они удостоены стипендии Союза фотохудожников России.
Своим мнением о фестивале мы попросили поделиться председателя Чувашского республиканского отделения Общероссийской общественной организации “Союз фотохудожников России” Валерия ЖЕЛЕЗНЯКОВА.
— Фестиваль оставил хорошее впечатление уже потому, что международный фестиваль молодежной фотографии проведен в России впервые. И то, что в Чебоксарах состоялась премьера, — одно из главных достижений чебоксарской фотографии. Поляки, болгары, белорусы и россий­ские специалисты единодушно отметили: в будущем проводить подобные мероприятия нужно обязательно.
И местом фестиваля снова рассматриваются Чебоксары, ведь все нашли, что залы музея очень хороши для фотографии. Но предварительные переговоры о проведении его у себя уже ведут Самара, Киров и Нижний Новгород.
Я хотел бы отметить сотрудницу Художественного музея, заведующую фотолабораторией Татьяну Чернову, которая ведет активную работу по пропаганде фотографии. Татьяна являлась куратором экспозиции международного фестиваля, и ее профессиональный подход к формированию экспозиционного ряда был отмечен специалистами из Москвы.
— Ваши ожидания оправдались?
— Я ожидал большего, но совершенно не ожидал, что концепт таких выставок поменялся: нет оригинальных фотографий. Есть фотокопии — работы, напечатанные на фотографическом принтере с высоким разрешением, плоттерах и размещенные на одном листе. Меня лично это не впечатляет, я разочарован, потому что не ощутил настоящую, живую фотографию. Как будто журнал по­смотрел. Единственное исключение — экспозиция работ чебоксарских фотографов 80-х годов ХХ века.
— Но, по оценкам молодых (и не очень) посетителей музея, фотография прошлых лет недотягивает до уровня нынешней, не современна.
— В 80-х годах не существовало такой навороченной техники, как сегодня. У нас, например, не было автофокусных объективов, а имелись простенькие камеры, пленки, объективы, которые наводили рукой. Скажем, бежит спортсмен 10 секунд, и за этот промежуток времени нужно успеть навести на него объектив и снять. Сейчас же можно сделать сотни снимков за 10 секунд.
Рождение фотографии было сложным процессом. Печатали ручным способом, все делали сами от обработки пленки до печати фотографий. С другой стороны, кропотливая работа вела к естественному отбору фотографов.
А сегодня что? Снимает за тебя техника, потом фотошоп, следом печать. Конечно, можно сказать, что в результате получилась авторская фотография, но ведь при этом использовались различные технические средства, да и напечатал, возможно, совершенно другой автор, а обработал третий. Так что очень сложно говорить об авторстве.
Но, видимо, сейчас время такое: настоящая фотография — слишком дорогой процесс получения подлинного снимка. Кстати, жюри отметило, что выставленные работы — повторение уже пройденного. Все молодые копировали каких-то авторов или были похожи на них. Найти новизну или просто новый взгляд не удалось.
А что касается выставки “Чебоксарские фотографы 1980-х годов”, то мы ожидали увидеть совсем другую экспозицию. Коллекцию работ чебоксарских мастеров художественной фотографии должны были привезти из запасников Союза фотохудожников России в Москве. В по­следний момент затея сорвалась. И Художественный музей выручил: выставил свое собрание работ, хранящихся в его фондах. Московскую коллекцию, конечно, в будущем надо показать.
— Среди 10 победителей конкурса “Молодые фотографы России-2012” преобладают девушки. Современная фотография приобретает женское лицо?
— Видимо, с появлением новой техники, легкой, миниатюрной (есть фотоаппараты, умещающиеся на ладошке), практически любая женщина может взять камеру и выразить себя, свое видение мира через фотографию.
Работ девушек на этой выставке было действительно очень много. Мало того что представительницы прекрасного пола выставляются, так они еще активно принимают участие в различных мероприятиях. Считающим, что фотография — мужское дело, это не очень нравится, тем не менее женщины завоевывают фотографическое пространство.
— Почти за две недели работы фестиваля выставку молодежной фотографии посмотрели всего 453 человека. Вряд ли организаторы рассчитывали на такое посещение...
— Думаю, молодежные выставки необходимо проводить в то время, когда студенты, школьники еще учатся. Когда же они на каникулах или сдают экзамены, посещаемость сводится к нулю. И затраты на организацию фестиваля, надо сказать, приличные, не оправдываются.

  • Член жюри Андрей Баскаков с участницей конкурса.  Фото с сайта ЧГХМ