Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами

На постановку спектакля “Царская невеста” Чувашский театр оперы и балета получил грант от Минкультуры России в размере 7 млн рублей. Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами XXIX Международный оперный фестиваль

На постановку спектакля “Царская невеста” Чувашский театр оперы и балета получил грант от Минкультуры России в размере 7 млн рублей.

В роли Марфы — приглашенная звезда, солистка Татарского театра оперы и балета Венера Протасова (слева) и солистка Чувашского театра оперы и балета Елена Соколова в роли Дуняши. Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами XXIX Международный оперный фестиваль

В роли Марфы — приглашенная звезда, солистка Татарского театра оперы и балета Венера Протасова (слева) и солистка Чувашского театра оперы и балета Елена Соколова в роли Дуняши.

Алексей Петров в роли Грязного.Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами XXIX Международный оперный фестиваль

Алексей Петров в роли Грязного.

Превращение Владимира Ашмарина в Малюту Скуратова.Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами XXIX Международный оперный фестиваль

Превращение Владимира Ашмарина в Малюту Скуратова.

“Царская невеста” — четвертый спектакль в нашем театре, костюмы к которому сшиты по эскизам художницы Нины Федоровой.  Фото Семена АНТОНОВА и Максима БОБРОВАСтрасти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами XXIX Международный оперный фестиваль

“Царская невеста” — четвертый спектакль в нашем театре, костюмы к которому сшиты по эскизам художницы Нины Федоровой. Фото Семена АНТОНОВА и Максима БОБРОВА


0

Грандиозной постановкой — оперой “Царская невеста” открылся в прошедшее воскресенье XXIX Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова в Чебоксарах. За пару дней до этого мы, журналист и фотокорреспондент газеты “Грани”, побывали за кулисами в самое непростое для артистов время — перед сдачей спектакля худсовету.

Артист входит в роль не на сцене, а в гримерной


В гримерных работа начинается за два часа до представления: кресло перед зеркалом не пустует даже пять минут. Передохнуть гримерам некогда. Одна девушка заплетает косы хористкам, другая красит губы артистке, третья помогает надеть парик, а четвертая — Галина Арталионова, начальник мастерской по гриму, что-то энергично обсуждает по телефону. Между делом она успевает рассказать мне, что ее трудовой стаж составляет 45 лет и она помнит еще ту, давнишнюю, “Царскую невесту”, которая в театре ставилась много лет назад. Однако пришлось освежить в памяти все образы, почитать исторические книги, посмотреть иллюстрации, картины, описывающие эпоху Ивана Грозного.

Через минуту в кресле оказывается молодой человек и  радостно объявляет:


— Я побрился!


О, это же Владимир Ашмарин! Ему через час на сцену, он еще в джемпере, джинсах и действительно гладко выбрит.


Уже через 15 минут в кресле сидел совсем другой человек: вместо мягкого овала бровей — разлетающиеся в стороны стрелы, а на гладковыбритом лице выросли густая борода и усы. Последний штрих — рыжая копна волос на голове. По мере того как гример водила кисточкой по лицу артиста, тот менялся у нас на глазах. Как по мановению волшебной палочки с лица исчезла улыбка, а глаза стали колючими. Перед нами предстал палач и главный помощник царя Ивана Грозного Малюта Скуратов, исполнявший любой приказ с решительностью и жестокостью. Малюта оставил свой след не только в истории государства российского, но и в литературе. Так, Михаил Булгаков пригласил эту “огненную бороду” на бал сатаны в “Мастере и Маргарите”.

Красные губы Любаши

Для полноты образа Малюте не хватает кафтана. И пока артист переодевается в своей гримерной, мы идем на встречу с главным художником спектакля Ниной Федоровой. Находим ее среди хористок. Они в белых рубахах, ждут, когда им подадут сарафаны. Кто-то поправляет грим.
— Пожалуйста, не красьте губы красной помадой, — просит Нина, — красные губы только у Любаши.


И вот мы в гримерной у Любаши (Галина Петрова). Артистка в растерянности: ее сарафан еще не прибыл, а бусы красные слишком коротки. Нина помогает их надеть.


В маленькой гримерной ногу некуда поставить: бегают костюмеры, заходят и выходят артисты. Вот заглянул Григорий Грязной (Алексей Петров). Кажется, он — единственный, кто сохраняет абсолютное спокойствие в этом вертящемся, бегающем закулисье. Артист уже в гриме, на нем яркий кафтан: на синем полотне торжествующе прекрасны то ли ягоды малины, то ли рассыпавшиеся куски кремлевской стены. В жизни Галина и Алексей Петровы — супруги, а в “Царской невесте” они любовники, страсти и интриги вокруг них — главная сюжетная линия спектакля.


Решив проблему Любаши, мы идем к опричникам. Костюмы прибыли за день до спектакля, артисты примеряют их в первый раз. Острый глаз главного художника замечает все мелочи и нюансы. Одного Нина просит снять ремень, спрятанный под кафтаном, так как он выпирает некрасиво, другому советует пояс затянуть на талии. Молодую художницу слушаются все: и артисты хора, и солисты. Особенно трепетно относится к своему внешнему виду заслуженный артист Чувашии Дмитрий Семкин (Иван Лыков), роль он знает прекрасно, на сцене держится отлично. И внешний вид его тоже, кстати, безупречен.

В артисте все должно быть прекрасно


Нина осматривает практически каждого опричника. Здесь, за кулисами, в полутемных залах кажется, что все хорошо, а под софитами даже маленькая нелепость может испортить восприятие спектакля. Невозможно погрузиться полностью в сюжет, если у артиста случайно из-под полы кафтана выглянут джинсы или на пальце вместо перстня будет сверкать обручальное кольцо.


Свет на сцене настолько яркий, что любой аксессуар, парик или деталь костюма может приковать внимание зрителя. Вот поэтому солистам гримеры косы плетут из натуральных волос, головные уборы бояр украшены камнями, а серьги для главных героинь выполнены по специальному заказу.


— Каждый спектакль, в котором принимала участие в Чувашии, запомнился мне тем, что довелось работать с очень талантливыми и интересными людьми, — рассказывает Нина Федорова. — При подготовке спектакля “Нарспи” познакомилась с удивительными художниками Балтаевыми, а сейчас над аксессуарами работала Ирина Горбунова. Она артистка хора, увлечена изготовлением украшений и создала невероятно красивые серьги из жемчуга для Марфы и Дуняши.


Нину Федорову в этот раз удивили также швеи Дома моды Игоря Дадиани, которые отшивали часть костюмов. Как отметила художница, они великолепные мастера.


К “Царской невесте” подготовили 200 костюмов. Каждый из них символичен и в то же время удивительно красив. Особенно интересны разноцветные кафтаны и красные шаровары  опричников. Некая цыганщина и аляповатость в их костюмах художником специально подчерк­нута, ведь опричники — люди свободные, действующие быстро, они же разорители, аппликация на груди — это пасть животного. Нежные образы Дуняши и Марфы, страстность Любаши, разухабистость опричников, сарафаны пастельных тонов хористок — все в спектакле смотрится гармонично и в то же время настолько красиво, что вы без труда перенесетесь во времена Ивана Грозного и окажетесь в водовороте любовных страстей.


Если вы не успели посмотреть спектакль во время фестиваля, то у вас есть возможность насладиться этой оперой уже в начале следующего года: “Царская невеста” теперь в афише нашего театра.


Между тем XXIX Международный оперный фестиваль продолжается. 23 ноября на сцене — “Борис Годунов”, 26 ноября — концерт-посвящение памяти Дмитрия Хворостовского, 28 ноября — “Пиковая дама”, 29 ноября — шоу “Тенора Южной Африки”, 1 декабря — гала-концерт.
 

  • На постановку спектакля “Царская невеста” Чувашский театр оперы и балета получил грант от Минкультуры России в размере 7 млн рублей.
  • В роли Марфы — приглашенная звезда, солистка Татарского театра оперы и балета Венера Протасова (слева) и солистка Чувашского театра оперы и балета Елена Соколова в роли Дуняши.
  • Алексей Петров в роли Грязного.
  • Превращение Владимира Ашмарина в Малюту Скуратова.
  • “Царская невеста” — четвертый спектакль в нашем театре, костюмы к которому сшиты по эскизам художницы Нины Федоровой.  Фото Семена АНТОНОВА и Максима БОБРОВА
Фотогалерея Страсти вокруг “Царской невесты”: на сцене и за кулисами